Стать ребёнку другом

Виктория Шелудкова
Сегодня визит к стоматологу вызывает совсем другие эмоции, нежели, скажем, лет десять назад. Технологии шагнули далеко вперёд, изменилось отношение к пациентам, появились новые методики. В частности, есть врачи, которые стараются лишний раз не прибегать к наркозу, особенно при работе с детьми.
Согласно многочисленным исследованиям, его применение не только не является панацеей, но и может негативно отразиться на развитии ребёнка. Такие результаты показали исследования учёных Колумбийского университета Нью–Йорка. Кроме того, любые химические препараты могут вызвать у ребёнка различные аллергические реакции, вялость или апатию. Эксперты уверены: чем ребёнок младше, тем опаснее применять наркоз, особенно там, где без него вполне можно обойтись, например при лечении зубов. Выхода два. Если без укола всё–таки никак, то нужно тщательно подойти к выбору препарата. Для этого предварительно обследовать будущего пациента, взять кровь, пробы на аллергены. И только после консультации с врачом приступать к лечению с обезболиванием. Причём, по мнению специалистов, оптимальным вариантом будет погружение в медикаментозный сон. Второй путь — качественная адаптация ребёнка к лечению. Такое возможно благодаря специальной методике, которая минимизирует возможные страхи и делает пребывание детей у стоматолога максимально комфортным.
О ней "ДП" рассказали в клинике "Зубная фея". Психологическая адаптация ребёнка начинается ещё до его визита к доктору. Для этого будущему пациенту направляется видеовизитка, просмотрев которую он сможет составить первое впечатление о враче. Это же не менее важно и для родителей. Следующий этап — посещение самой медицинской организации, где уже на входе ребёнка встречают так, будто бы давно с ним знакомы: называют по имени, дают именную наклейку со словами, что это "проходка" в волшебство. После этого пациент идёт в игровую с большим экраном, где смотрит, как происходит обычный приём у стоматолога.
В этот момент задача команды распознать психотип и уровень тревожности ребёнка, понять, что больше всего его пугает — яркий свет, необычный звук. В зависимости от реакции в кабинет врача дети проходят либо с мамой, либо самостоятельно. Здесь уже происходит знакомство сначала с ассистентом, а потом и с доктором, который постепенно становится для ребёнка другом, начинает разделять его страхи, радости, увлечения. Малышам могут подробно рассказать и показать в игровой форме, что вместе с ним будут делать, старшим девочкам, например, предложат дизайн ногтей, а мальчикам — безобидную татуировку. Есть здесь и "кольцо храбрости". Именно оно многим помогает отвлечься во время терапии. Сценарии могут быть совершенно разные, так как зависят от индивидуальных особенностей характера. Но главное, по словам специалистов клиники, — создать доверительную обстановку и дать понять ребёнку, что он находится в абсолютной безопасности. По окончании приёма и ребёнок, и доктор обязательно дают оценку проделанной работе, после чего предлагается подарок: брендированная грамота или мороженое. Этот алгоритм действий клиника применяет в своей практике уже 5 лет, и, по информации учреждения, ещё не было тех, кто пришёл и отказался бы от услуги. Более того, 95% пациентов совершают повторные визиты. По словам автора методики Виктории Шелудковой, большая польза могла бы быть от её масштабирования, ведь главная цель в данном случае — не лечить и не "консервировать" кариес, а растить здоровое поколение детей.