Президент Ленинградской областной ТПП и совладелец инвесткомпании "Евроинвест" Юрий Васильев солидарно с УК "Ингрия" подал иск на 2,4 млрд рублей к Euroclear Bank. Это крупнейший по объёму иск частного лица в РФ к бельгийскому депозитарию.
Юрий Васильев сообщил "ДП", что в споре выступает соистцом. Иск подан в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области.
"Это коллективный иск. Он подан сейчас, так как это требовало серьёзной подготовки", — добавил Васильев, воздержавшись от других комментариев. Согласно картотеке арбитражного суда, ближайшее заседание назначено на 15 ноября. "ДП" направил запрос в УК "Ингрия", её представитель предпочёл воздержаться от комментариев.
Васильев стал далеко не первым и, очевидно, не последним инвестором в иностранные ценные бумаги, кто после введения антироссийских санкций в 2022 году теперь в российской судебной юрисдикции пытается взыскать свои активы, заблокированные в Euroclear Bank S. A. / N. V. В качестве третьего лица фигурирует небанковская кредитная организация "Национальный расчётный депозитарий" (НРД).
Три пути
В феврале 2022 года, за 3 месяца до введения ЕС санкций против НРД, Euroclear приостановил расчётные операции с российским центральным депозитарием. Из–за этого ценные бумаги и деньги инвесторов оказались заблокированы. Держатели облигаций, номинированных в валюте, фактически потеряли доступ к своим деньгам, а также перестали получать купонные выплаты.
Большинство инвесторов заняли выжидательную позицию: ни судебной практики, ни стратегии по разморозке активов в современной истории инвестиций ещё не было. С одной стороны, можно попытаться добиться от властей ЕС получения лицензии на вывод денежных средств, с другой — попытаться взыскать собственные инвестиции через суд в Бельгии, в котором и зарегистрирован Euroclear. Третий вариант оказался проще: подавать иски на территории РФ. И успеть сделать это одними из первых, так как активов у местного представителя на всех желающих может не хватить. Именно по этому пути пошли российские инвесторы.
Массовый характер по количеству зарегистрированных исков проявился в октябре и дальше будет только возрастать. По оценке "ДП", на конец минувшей недели совокупный объём требований превысил 222 млрд рублей. Часть истцов требуют выплаты в валюте номинала ценных бумаг, часть — фиксируют убытки в рублях, остальные просят осуществить выплату по курсу ЦБ РФ на день исполнения решения.
Всего в открытом доступе на текущий момент в арбитражных судах выложена информация о 53 зарегистрированных исках (некоторые из них впоследствии были отозваны).
Уровень инвесторов разносторонний: это и кредитные организации (банк "Санкт–Петербург", Сбербанк, Россельхозбанк, МТС банк, "Синара" и санируемый Газэнергобанк, НС банк, новосибирский "Левобережный" и кировский "Хлынов"), и управляющие компании — УК "Первая" (прежде — "Сбер управление активами"), ЗАО "Лидер" (доверительный управляющий НПФ "Газфонд"), а также одна страховая компания — "РБ страхование жизни". Есть несколько юридических лиц, в том числе госкорпорация развития "Вэб.рф" (сумма требований скрыта).
Тем не менее почти половина заявлений (23) — от частных инвесторов. Минимальная сумма по их искам — $14 тыс. (по курсу ЦБ РФ на вечер пятницы она эквивалентна 1,3 млн рублей). При этом, если сосчитать средний размер требований по заблокированным инвестициям физлиц по всем 23 арбитражным делам, то она превышает 240 млн рублей.
Так, среди фигурантов — экс–предправления банка "Уралсиб" Ильдар Муслимов с требованием на 1,4 млрд (по его ходатайству к иску присоединились ещё четыре физлица, и дело стали рассматривать в закрытом режиме). Всего же с учётом вышеупомянутого "ДП" обнаружил три коллективных иска частных инвесторов (о перспективах тактики объединения требований см. комментарий справа). В одном из них, на 1,13 млрд рублей, фигурирует соучредитель петербургского ООО "Окуловская бумажная фабрика" Александр Осутин. Он требует вернуть 390 млн рублей (запрос "ДП" оставлен без ответа). В другом — экс–учредитель и руководитель ЗАО "Строительные технологии", связанного с ЗАО "АБЗ–Дорстрой", Дмитрий Носанов ($313 тыс., или 29 млн рублей).
Октябрь оказался переломным моментом, после которого можно ждать вала судебных требований к бельгийскому банку и российскому НРД. Но пока, как видно из картотеки, правом судебного взыскания пользуются лишь крупные инвесторы. По разным оценкам, юридическое сопровождение может стоить порядка 10% от суммы иска.