Почти настоящее: VR остался дорогой игрушкой для богатых компаний

Автор фото: vostock-photo

Технологии VR помогают бизнесу обучать новых сотрудников и улучшать контакт с клиентами. Но многие пока боятся вкладывать в это направление большие деньги.

Технологический прогресс изменил подходы к обучению персонала. Сегодня компании из разных сфер активно начинают использовать для этого возможности виртуальной реальности (VR). Однако из–за высокой цены пока в это "играет" в основном крупный бизнес с высокой выручкой.

Сэкономить на обучении

Эксперты делят образовательные VR–технологии на две группы: тренировку hard skills и soft skills. К первому случаю относится отработка последовательности действий с оборудованием или на технических объектах. В основном это актуально для промышленных предприятий. Вторая группа (например, тренажёры публичных выступлений) помогает оттачивать коммуникативные навыки.
"Во время выступлений спикера с использованием таких технологий ему предлагается произносить речь “на публику”. Количество виртуальных слушателей растёт от занятия к занятию. И аудитория по–разному ведёт себя в зависимости от качества выступления. Если речь динамична и интересна — внимательно слушает. А если выступающий говорит плохо — включённость аватаров снижается, они отвлекаются, зевают и могут даже уйти из зала. Также в VR можно менять обстановку для тренировки: начинать с небольшой переговорки и двигаться к конференц–залам", — рассказал "ДП" эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес–процессов и стандартов обслуживания Сергей Лукашкин.
При этом в VR–тренажёрах можно моделировать разные раздражители — звонящий телефон в зале, яркий свет в глаза, выкрики слушателей. Есть возможность измерять громкость говорящего, считать количество затянутых пауз, повторов и мусорных слов, зрительных контактов с аудиторией.
В промышленности разрабатывают VR–тренинги для передачи и сохранения знаний по работе на уникальном оборудовании, которое находится в постоянной эксплуатации на производстве. Президент петербургской компании Modum Lab (разработчика VR–тренажёров) Дмитрий Кириллов указывает, что больше всего запросов поступает от промышленных компаний, которые применяют технологию для введения новых сотрудников в должность, повышения квалификации, отработки инструктажей и использования оборудования. Самый яркий кейс — VR–тренажёр для "РусГидро", предназначенный для обучения и повышения квалификации оперативного персонала ГЭС. Он состоит из девяти локаций и 26 сценариев, в его основе заложена математическая модель. VR обеспечивает интенсивную и регулярную тренажёрную подготовку на местах.
"Не нужно оплачивать командировки и останавливать производственную линию. Кроме того, не придётся создавать модели станков, инструментов и использовать расходные материалы. Всё это доступно в безопасной виртуальной среде", — описывает преимущества Кириллов.
Помимо бизнеса тренажёры применяют и в образовательных учреждениях по всему миру. "Например, Стэнфордский университет уже третий год использует платформу Engage для создания собственной цифровой копии, где проводит образовательные мероприятия в формате VR", — отмечает директор Центра мультимедийных решений компании "Ланит–Интеграция" (входит в группу "Ланит") Леонид Жестев. Он также рассказал, что VR–тренинг разрабатывают один раз под конкретную задачу. Затем полученный материал тиражируется на региональные подразделения уже в составе программно–аппаратного комплекса.
"Тренажёр сокращает издержки компании на обучение персонала: экономия на приглашении экспертов, организации командировок, проведении очных обучений. При этом подобные решения позволяют в полуавтоматическом режиме проводить аттестацию и переаттестацию специалистов после прохождения ими курсов", — добавляет Жестев. Особенно финансовый эффект ощущается в проектах, где требуется регулярное обучение десятков тысяч территориально распределённых сотрудников.

Виртуальные станки

В пресс–службе компании "Свеза" "ДП" рассказали, что их инженеры собственными силами на основе VR–технологий разработали тренажёр, на котором создаются копии производственного оборудования, а также прописываются обучающие программы. По сложности и интерфейсу это напоминает VR–тренажёры для пилотов или капитанов кораблей.
"В результате внедрения технологии уровень травматизма на участках, которые имитировали тренажёры, снизился до нуля, а их общая эффективность выросла за счёт сокращения времени на ремонт и простой. При этом разработка не была очень дорогой и окупилась уже за первый год работы", — поделились в компании.
В X5 Group создали виртуальную обучающую платформу для сотрудников сети "Перекрёсток". Надев VR–очки, они попадают в виртуальный супермаркет, где осваивают концепцию сети, порядок работы и правила управления магазином. Программа построена так, чтобы стимулировать процесс устного общения, а обучающая часть сразу же сменяется тестовой. За ней можно наблюдать в режиме реального времени. Обучение длится 15 минут и полноценно заменяет 2–3–часовые тренинги благодаря эффекту полного погружения. В компании считают, что инвестиции в такие проекты окупаются, поскольку позволяют ускорить процесс онбординга новых сотрудников, обеспечить гибкость образовательной программы и высокую скорость "доставки знаний".
"Супермаркеты, которые обучили более 60% сотрудников, показывают результат выше на 7–8% по продажам, чем те, где обучение прошли менее 60% персонала. Это позволило полностью окупить проект и начать получать чистую прибыль после его внедрения", — рассказали в пресс–службе X5 Group.

Не хватает понимания

Широта распространения VR–технологий, однако, пока оставляет желать лучшего. Ситуация здесь схожа с внедрением решений на основе искусственного интеллекта и big data. Все понимают, что это прорыв, но не все — как его использовать для выхода на новый уровень ведения бизнеса. Не все готовы вложиться без быстрого возврата инвестиций.
Директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам "Билайна" Константин Романов подчёркивает, что благодаря VR компании могут начать более качественно общаться с покупателями. Кроме маркетинга и продаж технология способна влиять на репутацию и узнаваемость бренда, повышение лояльности отдельных покупателей и бизнес–заказчиков, особенно при совершении ими покупок с высокой стоимостью.
"Например, на авиасалонах МАКС, Le Bourget, Airshow China представители авиакомпаний могли бы “полетать” в кабине лайнеров разных модификаций и фирм и укомплектовать таким образом парк", — рассуждает эксперт.
Сложности связаны с технологическим нераспространением и дороговизной создания масштабной виртуальной реальности, а также с кадрами. "Для создания проектов требуются специалисты, которые делают компьютерные игры: от сценаристов до программистов, аниматоров и 3D–художников. Только их задача ещё сложнее. Создать не просто виртуальную и воображаемую, а сильно ориентированную на задачи бизнеса, то есть повторяющуюся реальность", — говорит Романов.
Затраты на технологию, по словам экспертов, зависят от масштаба компании. Сейчас наблюдается тренд на демократизацию технологий, но в основном пока VR внедряют крупные игроки. "В качестве альтернативы VR можно использовать формат 3D на компьютере. Это та же самая симуляция, но не в шлеме, а на плоском экране. Из минусов — эффект погружения теряется. Но такие тренажёры легко масштабируются, и сохраняется ценность цифрового тренинга", — говорит Сергей Лукашкин.