На подлёте к революции: каким будет НПЦ для беспилотников в Петербурге

Автор фото: Михаил Тихонов

Власти Петербурга планируют уже в 2025 году открыть научно-производственный центр (НПЦ) для разработки дронов. Разместить объект площадью более 20 тыс м2 планируется на новой, четвёртой площадке особой экономической зоны (ОЭЗ). Город уже подал заявку на финансирование этого проекта из федерального бюджета. Помимо Санкт-Петербурга, до 2030 года НПЦ появятся ещё в 47 субъектах РФ, в том числе в Крыму и на новых территориях.

Смольный намерен, во-первых, поддержать крупные компании города, которые уже работают в этой отрасли, а во-вторых, привлечь в неё новых игроков, рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Дмитрий Прожерин на баркемпе "Национальная технологическая революция 20.35".

Поддерживая развитие

Власти города финансово поддерживают текущие предприятия, в том числе те, что работают в отрасли беспилотных авиационных систем (БАС). В том числе, в недавно одобренном генплане развития Петербурга предусмотрена возможность территориального развития и расширения крупных игроков этого рынка, включая "Радар Ммс", "СТЦ", "Алмаз-Антей" и других. "В связи с тем, что земли в городе не хватает, мы предусмотрели в генплане их потенциальное расширение: это потребности федерального центра, новые рабочие места и потенциальные доходы бюджета", — сказал Дмитрий Прожерин.
Второе направление поддержки от власти — малые инновационные компании, которые также работают в области БАС, развитие которых поможет приблизиться к технологической независимости России от других стран. И третий большой блок связан с привлечением в отрасль новых инвесторов. "Мы сейчас уже "на итоге" подписания документов с министерством экономического развития по четвёртой площадке ОЭЗ. И как раз там будет ещё 120 га для развития новых компаний, которые в том числе занимаются беспилотной авиацией: это и комплектующие, и разработка, и производство. Это будет такая же возможность для размещения предприятий, со всеми льготами ОЭЗ", — пояснил Дмитрий Прожерин. По его словам, НПЦ будет похож на инновационный испытательный центр Газпрома, расположенный в Петербурге на площадке ОЭЗ "Новоорловская".
Добавим, что развитием БАС занимается не менее 10 петербургских вузов: разработки связаны с созданием новых технологий, связи, батарей, дальности полётов. И, конечно, это подготовка кадров для отрасли.
Как будет финансироваться проект по созданию НПЦ — пока неясно, отметил зампред комитета. Петербург действительно одним из первых заявил его на федеральном уровне и так же одним из первых должен получить транш из бюджета, однако его схема пока не определена. Изначально была договорённость о том, что финансирование строительства будет идти из местного и федерального бюджетов 50/50. Затем было предложено дать 100% на покупку оборудования, а строительство предполагалось вести за счёт города. "Теперь нам предложили <самостоятельно финансировать> 100% капстроя, а оборудование — 60/40, так чтобы основную часть тоже мы платили. Как-то экономика не играет, Петербург не такой уж богатый регион, — сказал Дмитрий Прожерин. — Мы не отказываемся в любом случае, деньги на проектирование НПЦ в Шушарах уже заложены. Ждём разрешений от федерации".

Формируя будущее

Отечественные компании, уже работающие в отрасли БАС, пока относятся к этому проекту по-разному. Но в целом, если он будет воплощён удачно, то может стать хорошей опорой всем участникам рынка, полагают они.
И у больших, и у малых компаний сегодня цель одна: создание и развитие отрасли, сказал генеральный директор НИЦ "Аэроскрипт" Алексей Хрипунов. "Мне кажется, смысл в том, что государство заинтересовано в развитии отрасли и оно готово обеспечить спрос. А дальше жизнь всё расставит на свои места: сколько должно быть этих НПЦ, чем они займутся. Мне кажется, ближайшие 3-5 лет ситуация будет устаканиваться и станет понятно, какие центры и с каким функциями нужны. Сейчас самое важное в этот процесс войти, чтобы отрасль начала развиваться", — добавил он.
Производителям может быть интересен функционал НПЦ в его испытательной части: будет важно, если в городе появится инфраструктура, где можно проводить испытания на стойкость к радиации, камням, песку, соли и другим внешним воздействиям. "Эти камеры дорогостоящие, и у нас их нет. Важны также двигательные стенды и, например, площадка для проведения лётных экспериментов, где был бы закрыт радиус 50–100 км — отлаживать каналы связи, разные навигационные задачи и так далее", — рассказал директор комплекса БАС АО "НПП "Радар ммс" Василий Анцев.
По его мнению, сначала можно было бы создать небольшой "базис": например, испытания дронов, а затем добавлять к нему разные опции. "Нужна площадка, где производитель может провести наземные гонки и лётные испытания, плюс некая единая база, чтобы после испытаний давалась обратная связь: у вас, например, плохо работает оптический или радиолокационный канал, обратитесь вот в это предприятие, где есть новые компетенции. Тогда это будет круто работать", — пояснил Анцев.
Проект может быть полезен, если он будет создан как испытательно-сертификационный центр с опытным производством и центром коллективного пользования, полагает коммерческий директор "Лаборатории будущего" Павел Камнев. "Понадобится создание общих стандартов, требований, испытаний: тогда НПЦ будет работоспособен в каждом регионе. Это нужно, чтобы не было дублирования функций и бесконтрольного развития в разные стороны", — резюмировал он.