ООО "Дж. Дж. Уитли дистиллири", "дочка" британской Halewood International, проиграло спор об исключительных правах на обозначение "русская водка".
Суд по интеллектуальным правам не удовлетворил жалобу ООО "Дж. Дж. Уитли дистиллири" из Кингисеппа на решение Роспатента, весной этого года отказавшего истцу в исключительных правах на наименование места происхождения товара (НМПТ) "русская водка". Это обозначение требовалось компании для продажи водки бренда J. J. Whitley Artisanal.
"Дж. Дж. Уитли дистиллири" — дочернее предприятие лондонской Halewood International, занимающейся производством и дистрибуцией дистиллятов. В 2022 году выручка российской "дочки", также производящей алкоголь, упала на 70%, до 309,1 млн рублей, чистый убыток составил 130 млн, указывает сервис "Контур.Фокус".
С заявителем "ДП" связаться не удалось. Но в суде компания говорила, что предоставление исключительных прав на подобный НМПТ юрлицу, имеющему связь с иностранными партнёрами, не противоречит практике Роспатента. Само по себе использование НМПТ "русская водка" бизнесом на товарах с англоязычными наименованиями характерно для деловой практики, отмечал представитель ДДУД.
"Скорее всего, компания хотела получить возможность производить и поставлять свою продукцию в Великобританию, — предполагает ведущий юрист юридической компании Intellect Анастасия Герман. — Это важно с точки зрения того, что русская водка в соответствии с природой охраняющего её НМПТ обладает особыми свойствами: изготавливается исключительно в России из определённого сырья, проходит специальные процедуры очистки, имеет определённый вкус и запах, а потому ценится за рубежом", — поясняет эксперт.
Возможно, компания планировала, получив НМПТ в России, также обрести право на географическое указание "русская водка" в Евросоюзе, где с 2013 года это обозначение является защищённым, отмечает старший юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" адвокатского бюро Nordic Star Вера Зотова.
“
"Дж. Дж. Уитли дистиллири" — российская компания, и все этапы производства сосредоточены в Кингисеппе. Вместе с тем она является британской "дочкой". "Этот довод обоснованно стал ключевым при рассмотрении дела в суде. При получении права на НМПТ необходимо проверять возможность введения потребителя в заблуждение предоставлением права использования такого объекта какому–либо лицу. В данном случае производство и продажа русской водки фактически зарубежной компанией, которая известна российским потребителям именно как производитель английской водки, могла бы дискредитировать товар и девальвировать рассматриваемое НМПТ на зарубежных рынках", — полагает Анастасия Герман.
"Компания, возможно, могла бы получить обозначение “русская водка”, если бы внешний вид напитков однозначно свидетельствовал об их производстве в России и не навевал мыслей о связи с известными зарубежными изготовителями алкоголя", — добавляет Вера Зотова.