Инициатива председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко об освобождении многодетных семей от уплаты НДФЛ может серьёзно повлиять на наполняемость региональных бюджетов.
Идея была высказана на парламентских слушаниях во время обсуждения предложения разработать программу индивидуального жилищного строительства малоэтажных домов "с учётом планировочных решений, ориентированных на многодетные семьи". Валентина Матвиенко предложила подумать над внедрением мер поддержки для дедушек и бабушек, занятых воспитанием и уходом за внуками, а также рассмотреть налоговые преференции для многодетных семей, в том числе — освободить их от НДФЛ.
Подушевая сегрегация
Согласно Налоговому кодексу, любые изменения в принципах уплаты налогов вступают в силу только с началом налогового периода, то есть всегда — с 1 января. Маловероятно, что парламентарии успеют за оставшиеся до начала 2024 года 1,5 месяца принять множество поправок в федеральное законодательство. Однако сигнал местным финансистам, отвечающим за доходы и расходы бюджетов, послан. И он не радостный.
Федеральный центр начал дискуссию о судьбе местных налогов не от лица представителей малочисленных партий или объединений. Инициатором введения налоговых льгот стала глава Совета Федерации. Значит, решение, с большей долей вероятности, будет принято, пусть и не в заявленном формате.
НДФЛ является федеральным налогом, но зачисляется в региональные и местные бюджеты. Например, он обеспечивает 39% всех доходов Петербурга. На текущий год бюджетом города запланировано поступление НДФЛ на 459 млрд рублей.
Если предположить, что какая–то категория плательщиков будет освобождена от уплаты, то, очевидно, доходная часть сократится. И тогда чиновникам придётся изыскивать ресурсы для компенсации потерь. Как уже писал "ДП", власти и так заняты повышением собираемости налогов. Только за счёт усиления контроля предполагается повысить сборы на 14%. Это означает тщательное сопоставление расходов и доходов граждан и доначисление им налогов к уплате. Как следствие, за льготы многодетным семьям придётся платить тем, кто получает доход от сдачи недвижимости в аренду, а также тем, у кого два и более источника дохода.
Впрочем, количество многодетных семей, несмотря на их ежегодный прирост, незначительно. По последним данным, поступившим из комитета по соцполитике Петербурга, на конец первого полугодия их было 54,6 тыс. Таким образом, если ориентироваться на среднемесячную номинальную заработную плату в городе (91,95 тыс. рублей) и при условии, что в семье один работающий родитель, то ежемесячно бюджет города будет недополучать порядка 653 млн рублей, что в годовом эквиваленте составит 7,8 млрд (или 1,7% от планируемых поступлений по НДФЛ со всех категорий налогоплательщиков). Чуть серьёзнее ситуация в бюджете Ленинградской области: недополученные доходы после отмены НДФЛ могут составить до 4% общего объёма поступлений НДФЛ (при 15 тыс. многодетных семей и начисленной зарплате 68,8 тыс. рублей).
Очевидно, что номинальная начисленная заработная плата не всегда совпадает с реальными доходами большей части населения, следовательно, недополученный доход бюджета нужно оценивать в гораздо меньшем объёме. И в контексте уже существующей финансовой нагрузки на бюджет для поддержки многодетных семей в виде субсидий и льгот.
Отмена НДФЛ в 13%, согласно оперативно проведённым многочисленным опросам, уже позитивно воспринята большинством жителей страны, и Петербурга в том числе. Прежде всего идея автоматически воспринимается как повышение зарплаты на сопоставимые 13%.
Однако законодатель может пойти по уже отработанному механизму. И, с большой долей вероятности, для обнуления ставки НДФЛ начнёт вводить критерии к доходу семьи, как это сейчас делается для оформления льгот и субсидий. Например, увязать отмену налога с совокупным доходом семьи из расчёта регионального прожиточного минимума или МРОТ. Первый с 1 января 2024 года в Петербурге будет увеличен на 8% (16,3 тыс. рублей), второй — на 18,5%, до 19,2 тыс. рублей.
Сейчас региональные субсидии для семей с детьми не полагаются, если доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума (для трёх человек доходы должны быть ниже 48 тыс. рублей, для пяти — 81,7 тыс.). То есть если в многодетной петербургской семье, состоящей из пяти человек, оба работающих родителя совокупно зарабатывают больше исчисленного дохода, то и льгота по НДФЛ им будет не положена. Аналогично законодатель может пойти и по пересмотру и отмене уже существующих льгот.