Петербургскую "дочку" КБ котлостроения возглавила предпринимательница из Приморья. До неё компания находилась под управлением экс–руководителя двух крупных верфей "Роснефти".
Новый генеральный директор петербургского ООО "СКБК Промышленная группа" (СКБК ПГ) Марина Соколовская входит в совет директоров АО "Аскольд" — крупнейшего на Дальнем Востоке производителя судовой арматуры. Суммарный годовой оборот СКБК ПГ и владеющего им АО "Специальное конструкторское бюро котлостроения" приближается к 1 млрд рублей. Эти компании вместе с "Аскольдом" и петербургским производителем судовой арматуры АО "Машиностроительный завод “Армалит”" контролируют Олег Волков и Александр Кузнецов. Суммарный годовой оборот их бизнес–группы в Москве, Петербурге и Приморском крае превышает 3 млрд.
От Балтийского до Японского моря
Судя по указанным в СПАРК видам деятельности, "СКБК Промышленная группа" изготавливает оборудование, которое проектирует владеющее им СКБК — у них собственное производство на Кировском заводе. Надо полагать, СКБК ещё и выступает стороной в договорах с заказчиками — его выручка в 2021 году (более свежих данных нет) составила 774,2 млн рублей. СКБК поставляет котлы, теплообменники и автоматизированные системы управления ими.
Единая информационная система в сфере закупок показывает активное участие СКБК в госконтрактах в Приморском крае. Только в 2021 году таких контрактов шесть на общую сумму 37 млн рублей, и все они не имеют никакого отношения к котлостроению — это капитальный ремонт зданий и в одном случае тепловых сетей. Большинство заказчиков — структуры МВД и ФСИН по Приморскому краю. В конце июня акционеры СКБК выбрали Марину Соколовскую членом совета директоров.
Пост генерального директора СКБК ПГ Марина Соколовская заняла в конце ноября — запись в ЕГРЮЛ датирована 20–м числом. Она уже более 10 лет возглавляет управляющее недвижимостью московское ООО "Мираском", которое в начале августа приобрело ООО "Техноарм", одну из трёх бывших "дочек" "Армалита", от которых он решил избавиться этим летом. Таким образом, Марина Соколовская руководит теперь компаниями с суммарной выручкой за 2022 год 120,6 млн рублей.
А ещё СПАРК показывает Марину Соколовскую как члена совета директоров АО "Аскольд". Компания располагается в городе Арсеньев Приморского края и позиционирует себя как крупнейшего на Дальнем Востоке производителя судовой арматуры. Последние годы "Аскольд" не публикует финансовые показатели, но в 2020–м его выручка превысила 2 млрд рублей. Помимо этого, "Аскольду" принадлежат доли в шести компаниях в Приморском крае с суммарным доходом за 2022 год 306 млн рублей, 301 млн из которых приходится на ООО "Приморский гофрокомбинат". 1 ноября "Аскольд" в равных долях с партнёром из Приморья учредил ООО "Аскольд–КРТ".
Марина Соколовская
Важно доверие
До конца ноября компанией "СКБК ПГ" управляло СКБК, которое возглавляет Игорь Евдокимов, бывший генеральный директор двух крупных дальневосточных верфей — Центра судоремонта "Дальзавод" и 92–го Ордена Красного Знамени судоремонтного завода. Обеими компаниями Игорь Евдокимов руководил до января 2017 года, когда их возглавил подконтрольный "Роснефти" Дальневосточный центр судостроения и судоремонта в качестве управляющей компании. Фактически там произошла процедура, обратная той, что теперь в СКБК ПГ, — пост руководителя вместо одного человека заняла управляющая компания. В СКБК ПГ место управляющей компании, которую возглавляет Игорь Евдокимов, заняла Марина Соколовская.
Сама она комментировать своё назначение не захотела. "Это технический момент, не связанный с какими–то кардинальными изменениями, поэтому ничего интересного", — сказала предпринимательница.
В бизнес–сообществе нет однозначного мнения о том, как лучше управлять "дочками" — наняв генерального директора или назначив материнскую компанию управляющей.
Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаил Даниленко предпочитает управлять "дочками" своих юрлиц через управляющую компанию.
"В целях сохранения единоначалия удобнее и практичнее управление “дочками” через управляющую компанию. Из плюсов: единый центр управления стратегиями, экономия на управленческих кадрах, которые зачастую не так просто найти, отсутствие необходимости получения допусков к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и проблем с прохождением проверочных мероприятий, что затратно по времени и требует зачастую согласия руководителей на получение формы допуска к таким сведениям. Минусов в схеме управления через управляющую компанию я лично не вижу…" — говорит владелец КМЗ.
Владелец и генеральный директор ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павел Зубков полагает, что для управления небольшой компанией лучше нанять директора, но нельзя забывать: все риски от финансово–хозяйственной деятельности такой компании ложатся лично на него.
"С одной стороны, за всё отвечает один человек, с другой — очевидное преимущество управляющей компании — централизация управления, оперативное распределение ресурсов материнской компании и “дочек”. Плюс возможность легального снижения налоговой нагрузки путём применения упрощённой системы налогообложения — “дочки” и материнские компании с точки зрения налогообложения признаются взаимозависимыми. Впрочем, на практике у организаций, пострадавших от управляющих компаний, возникают многочисленные сложности с доказыванием не только размера убытков, но и причинно–следственной связи между действиями управляющей компании и причинёнными убытками. В общем, если у меня найдётся профильный профессионал, которому я доверяю, то, конечно, назначу руководить “дочкой” моей компании его…" — говорит владелец МКС.