Угроза Финляндии закрыть все погранпункты с Россией и полностью заблокировать границу между странами стала первой ласточкой дальнейших ограничений. Страны Прибалтики и Скандинавии заявили, что тоже размышляют над полным запретом въезда со стороны РФ.
Первыми были власти Эстонии. Руководитель эстонской пограничной службы Вейко Коммусаар заявил, что страна готова закрыть свои КПП полностью или частично. Главное — предотвратить нелегальную миграцию. В ночь на 17 ноября, эстонские пограничники поставили противотанковые заграждения "зубы дракона" на Нарвском мосту дружбы, чтобы выдержать штурм мигрантов, если граница всё же закроется.
В Литве планировали рассмотреть, насколько экономически рационально сокращать число действующих КПП, чтобы и безопасность обеспечить, и экономике не навредить. Президент страны Гитанас Науседа был осторожен в оценках, но полностью такую возможность не исключал.
За ситуацией на границе с Финляндией внимательно следила и Норвегия. Между этой страной и Россией всего один контрольно-пропускной пункт, и его тоже готовы закрыть "в кратчайшие сроки".
Доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский напоминает, что ранее эти страны уже ввели визовые и транспортные ограничения, и новые меры станут продолжением политики принятия защитных мер для внутренней аудитории и средством по сокращению ощутимого взаимодействия с Российской Федерацией.
"Заявления об угрозах данных действий со стороны эстонских и норвежских властей носят прежде всего политический характер и могут отразиться не столько на экономических, сколько на ещё кое-как оставшихся гуманитарных связях с Россией и в первую очередь с её приграничными регионами — Санкт-Петербургом, Ленинградской, Псковской, Мурманской областями, Карелией", — говорит эксперт.
КПП Борисоглебск на границе Норвегии и России. (со стороны Норвегии называется Стурскуг).
Торговля: затянуть пояса
На примере Финляндии эксперты отмечают, что закрытие КПП распространилось на грузовые автомобильные перевозки и отразится на торговле.
Например, могут пострадать популярные в Петербурге магазины с разнообразными товарами из Финляндии. Профессор кафедры экономики РАНХиГС Петербурга, доктор экономических наук Елена Жиряева предупреждает, что в них может быть сокращён ассортимент. Не исключено, что часть точек закроется полностью.
С ней согласен генеральный директор компании "ЕвроТрансЭкспедиция" (ЕТЕ) Кирилл Рассадкин. Он предупреждает о росте стоимости логистики и, следовательно, цен на товары для конечных потребителей.
“
"Закрытие границы Эстонии может негативно сказаться на компаниях в Северной столице России, занимающихся внешнеэкономической деятельностью с Европой — большая часть европейских грузов, следующих в Санкт-Петербург и выше, осуществлялась как раз через эту прибалтийскую страну. Теперь импортёрам придётся делать крюк через Литву или Латвию, что существенно скажется на стоимости логистики для питерских компаний", — рассуждает Кирилл Рассадкин.
А вот закрытие КПП в Норвегии на логистику не особенно повлияет, добавляет эксперт, маршрут не был слишком востребованным.
О проблемах рыбопромыслового бизнеса напоминает исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьёв. В этой сфере удорожание логистических цепочек негативно отразиться и на российском, и на норвежском бизнесе.
"Через норвежскую границу продолжают перевозиться сменные экипажи наших рыбопромысловых судов, которые продолжают работать в Северном рыбопромысловом бассейне. Пока норвежцы не закрыли такую возможность, и суда продолжают обслуживаться в портах Норвегии. Полное закрытие приведёт к выпадающим доходам, удорожанию логистических цепочек как с норвежской стороны, так и к серьёзным трудностям для наших рыбопромышленников", — говорит эксперт.
В то же время президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин отмечал, что грузоперевозки переориентировались на Китай, Казахстан, Турцию или Иран. Поэтому для российских компаниий возможное закрытие КПП на границе с европейскими странами уже не станет серьёзной проблемой.
Туризм: обходными тропами
Меньше всего закрытие границ отразилось на сфере туризма, ведь для туристов из России это уже совсем не новость. Пересекать погранпосты могли люди с двойным гражданством или ВНЖ, а также для учёбы, работы или посещения родственников. Как рассказали представители отрасли, относительно небольшое количество российских туристов в Эстонии, Латвии и Литве есть, но въезжают они через третьи страны, например, Турцию или ОАЭ.
“
"Сейчас для россиян закрыты туристические направления не только в Финляндию, но и во все прибалтийские страны. Люди меньше путешествуют, выбирают направления по России. Карелия могла бы стать альтернативой скандинавскому направлению, но пока менее конкурентоспособна", — рассказала Елена Жиряева.
КПП были актуальны путешественникам с правом прямого въезда в страну. Но после закрытия погранпостов с Финляндией транспортные перевозчики прекратили рейсы из Петербурга и Выборга. Компания Lux Express предлагала поменять билеты в Финляндию на ваучеры или рейсы Петербург ‒ Таллинн и Петербург ‒ Рига, и пассажиры воспользовались возможностью.
Как сообщили "Деловому Петербургу" в компании АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group), за первую неделю после закрытия КПП Финляндии и отмены рейсов в компанию подали около 4,3 тыс. заявок на обмен билетов на рейсы Lux Express из Петербурга в Эстонию и Латвию и получение ваучеров. Заметно выросла загрузка автобусов в Эстонию, например, 20‒24 ноября она достигла 73%.
"На линии Петербург-Таллин на некоторые даты с 16 декабря по 10 января полностью выкуплены места на отдельные рейсы. На этот период мы уже увеличили количество отправлений на линии. Мы следим за динамикой и будет готовы ставить в расписание новые отправления между Петербургом и Таллином на даты с высоким уровнем спроса", — подчеркнула генеральный директор АО "Евролайнс" Наталья Арефьева.
Если мест в автобусе всё же не хватит, есть другие варианты. В "финских" чатах делятся быстрым вариантами путешествий: до границы с Эстонией в Нарве, пеший переход через границу, машина до Таллина и два часа на пароме до Хельсинки. Если Эстония закроет границы, придётся искать новые обходные пути, которые будут дольше и дороже.
По словам гендиректора компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктории Шамликашвили, граждан Финляндии и Прибалтийских стран в России относительно немного. В основном, это люди, которые как-то связаны с Россией. Например, выходцы из бывшего Советского Союза, чьи родители или другие родственники живут в российских городах. У таких людей двойное гражданство, в случае Финляндии, ВНЖ или вид на жительство в России у людей с эстонским паспортом.
"Европейских туристов именно с туристической визой в России и, в частности, в Петербурге единицы", — отмечает эксперт.
Для людей, которые часто перемещаются через границу, её закрытие станет серьёзным неудобством. Игорь Муравьёв указывает, что это касается Петербурга и Ленинградской области, а также граждан Карелии и Мурманской области.
"Люди привыкли перемещаться в обе стороны, и это будет большим ударом также и для жителей Скандинавских стран и стран Балтии", — указывает Игорь Муравьёв.
Железный занавес: непрозрачный и тотальный (или нет)
Ноябрьские предостережения о готовности остановить все или хотя бы часть КПП со стороны стран Прибалтики звучат не впервые. В августе Латвия закрыла два перехода на границе с Россией, Виентули и Педедзе. К ноябрю поток грузоперевозок остался стабильным, но изменились страны-перевозчики: машин из Белоруссии и Сербии стало больше.
"Если между странами нет существенного жизненно необходимого товарооборота, то нет никаких препятствий и по закрытию границ. Если Россия и Запад не научатся находить общий язык друг с другом, думаю, это не последние границы, которые смогут окончательно закрыться для России", — отмечает Кирилл Рассадкин.
Эксперт добавляет, что закроют ли Эстония и Норвегия границы, будет понятно, когда будет решён вопрос с Финляндией, она стала "подопытным кроликом".
С гендиректором компании "ЕвроТрансЭкспедиция" не совсем согласна доцент кафедры международных отношений РАНХиГС Петербурга, кандидат политических наук Елизавета Пронякина. Она отмечает, что закрытие границ — серьёзный дипломатический шаг, который очень трудно отыграть назад, и среди всех стран Евросоюза нет единодушия, нужно ли опускать железный занавес. Однако эксперт указывает, что страны ЕС в целом могут столкнуться с иммиграционным кризисом, когда им потребуется интегрировать беженцев из зон конфликтов.
В свою очередь, Россия вряд ли будет закрывать границы со своей стороны, даже если страны Скандинавии и Прибалтики остановят проход во всех КПП.
“
"Россия заявит протест (что она уже сделала в случае с Финляндией). Можно, конечно, тоже закрыть границы, но в данных условиях это нецелесообразно. Кроме того, такая мера противоречит открытой и миролюбивой позиции России — мы не намерены "сжигать мосты". Вместе с тем, возможно введение экономических ограничений против компаний и бизнес-структур из стран Европы, что вполне логично, учитывая явно враждебное поведение западных правительств. Какой-то сигнал европейским партнёрам должен быть послан и, скорее всего, будет послан", — отмечает Елизавета Пронякина.
Тем временем финские власти пересматривают ограничения. КПП, которые должны были оставаться закрытыми до 18 февраля 2024 года, могут вновь заработать 23 декабря. Пока же петербуржцам стоит продумывать обходные пути, чтобы попасть в Скандинавию и, возможно, купить на "чёрной пятнице" товары из соседних стран.
"Отдельные неудобства от подобных решений могут испытывать российские жители приграничных территорий, которым придётся (хотя большинству уже пришлось) отказаться от привычного образа жизни, поездок на выходные к родственникам, на отдых, шоппинг, за иными услугами", — резюмирует доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский.