Крупные компании предложили поставщикам заключать контракты на срок до 10 лет, если те запустят производство нужной им продукции взамен импорта.
"Северсталь" и "ФосАгро" выразили готовность заключать с поставщиками контракты на закупку их продукции на срок сразу от 3 до 10 лет, если те запустят производство нужных им компонентов вместо иностранных. Такой проект уже действует в Вологодской области, рассказал 28 ноября председатель череповецкого отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), генеральный директор ООО "КМС–Менеджмент" Дмитрий Зайцев на заседании координационного совета отделений РСПП в Северо–Западном федеральном округе. Оно прошло в рамках форума "Российский промышленник".
По словам Зайцева, некоторое время назад крупные компании взяли на себя обязательство закупать до 40% товаров и услуг у местных малых и средних предпринимателей. В денежном выражении объём таких закупок у "Северстали" и "ФосАгро" составляет порядка 20 млрд рублей в год.
Не так давно появилась идея, что закупки крупных компаний могут стать основой для развития действующих производств и создания новых. "Но малый и средний бизнес говорит: мы готовы вкладываться в производство, только будут риски со сбытом продукции, с гарантией заключения контракта. Сегодня с условным Siemens проблемы. Мол, мы можем начать делать вместо них те же контроллеры, а потом проблема уйдёт и коллеги из “Северстали” или “ФосАгро” скажут: “Спасибо большое, мы снова переходим на Siemens", — рассуждает Дмитрий Зайцев.
Именно поэтому эти два крупных заказчика взяли на себя инициативу заключать долгосрочные контракты — минимум на 3 года и до 10 лет — с компаниями, которые готовы инвестировать в нужное им производство. "В контракт будет заложена и формула ценообразования. Кроме того, компания будет чётко понимать, какой объём продукции “Северсталь” или “ФосАгро” гарантирует у неё закупить", — отметил он. Понимая объём сбыта на несколько лет вперёд, малые промышленники смогут просчитать бизнес–план и проще получить господдержку.
Потенциальный объём закупок двух корпораций оценивается в 100 млрд рублей в год. По данным главы череповецкого отделения РСПП, заказчики уже изучили 60 местных компаний и выбрали 12 бизнес–кейсов с потенциальным суммарным объёмом закупок 3,8 млрд рублей. В их числе производство полимеркомпозитных грунтов, антикоррозийных покрытий, а также кабеленесущей продукции. "Мы хотим это начать тиражировать. Планируем с декабря начать привлекать инвесторов за пределами Вологодской области", — добавил Зайцев.
Зачастую малые компании, достигнув определённого уровня развития, либо начинают "дробиться", чтобы сохранить льготные режимы налогообложения, либо просто останавливаются в развитии. "Если же ставить задачи по замещению импорта, надо давать им возможности превращаться из стартапов в так называемый “МСП плюс”", — сказал глава РСПП Александр Шохин. По его словам, союз сейчас работает над созданием пула мер по поддержке малых промышленников.