ОСК после аудита отказалась от крупного проекта

Автор фото: Беликов Валентин
ОСК

ОСК отказалась от проекта интеграции работ по обустройству судовых помещений после аудита петербургской компании, среди бенефициаров которой первые лица "Трансмашхолдинга" и миллиардер Искандар Махмудов.

Гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков 15 ноября подписал приказ о прекращении реализации проекта "Центр продуктовой специализации “ОСК–Интерьер”". Решение обосновано результатами аудита принадлежащего тверскому холдингу "Транскомпонент" петербургского ООО "КСК Судостроение". "ОСК–Интерьер" был одним из четырёх центров компетенций, созданных бывшим главой ОСК Алексеем Рахмановым с целью консолидации профильных активов по направлениям. Глава "КСК Судостроение" считает, что дело не в аудите, а в бюрократии.
Справка:
  • ООО "КСК Судостроение" зарегистрировано в августе 2006 года. Основным видом деятельности указано "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций".
  • 100% долей "КСК Судостроение" у тверского ООО "Холдинг Транскомпонент". Через принадлежащие им юридические лица "Транскомпонентом" владеют топ–персоны "Трансмашхолдинга": генеральный директор Кирилл Липа (25%), член совета директоров Дмитрий Комиссаров (24,99%) и считающийся совладельцем Андрей Бокарев (20%). Ещё 20% "Транскомпонента" у миллиардера Искандара Махмудова, 10% — у московского бизнесмена Данияра Камилова.
Решение избавиться от амбициозного проекта своего предшественника Андрей Пучков принял спустя два с половиной месяца после назначения на этот пост. Благодаря попавшей в редакцию копии приказа от 15 ноября стало известно название партнёра госкорпорации по "ОСК–Интерьер" — это ООО "КСК Судостроение", зарегистрированное в Ломоносове.
Документ так и начинается: "С учётом результатов проведённой… оценки рыночной стоимости доли в уставном капитале ООО “КСК Судостроение” в размере 51%, а также технологического аудита ООО “КСК Судостроение”… приказываю… прекратить реализацию проекта “Центр продуктовой специализации “ОСК–Интерьер”". Какими именно были результаты оценки рыночной стоимости и технологического аудита, приказ не расшифровывает, но, судя по тексту, именно они повлекли отказ госкорпорации от целого проекта.
"Очевидно, “КСК Судостроение” было связано с проектом “ОСК–Интерьер” и частью дорожной карты реализации проекта являлось приобретение прав в отношении долей в уставном капитале этой компании. Мы можем лишь догадываться, планировала ОСК приобретать эти доли в собственность или же предполагалось использовать их как гарантию реализации проекта, например через залог или опцион…" — полагает партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов.
По словам партнёра юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Арама Григоряна, из приказа Андрея Пучкова следует, что ОСК проводила оценку 51% долей "КСК Судостроение" и, по всей видимости, намеревалась приобрести эти доли через НИПТБ "Онега". "“КСК Судостроение”, похоже, должно было стать партнёром ОСК для реализации проекта центра продуктовой специализации, однако можно предположить, что не прошло технологический аудит — проверку компании на наличие у неё рабочей силы, технического оборудования и иных ресурсов, необходимых для реализации проекта…" — говорит эксперт.
Гендиректор "КСК Судостроение" Герман Маркопольский связывает происшедшее с бюрократизацией в ОСК. "Для успешной реализации проекта требовалось оперативное объединение усилий сторон в части выполнения достигнутых на уровне высшего руководства партнёрских договорённостей — нужно было сформировать продуктовую стратегию, долгосрочный бюджет, инвестиционную политику будущего совместного предприятия, начать наполнять проект активами и операционной деятельностью. К сожалению, осуществить эти шаги в заданные сроки не удалось и аудит здесь, на мой взгляд, ни при чём. Вероятно, это связано с общей бюрократизацией процессов, во многом обусловленной спецификой деятельности наших партнёров как крупной госкомпании…" — говорит глава "КСК Судостроение".
Глава ОСК Андрей Пучков занялся аудитом проектов, затеянных предыдущим руководством госкорпорации
Автор: "КоммерсантЪ"

Центровые компетенции

В приказе Андрея Пучкова содержится также требование "обеспечить направление обязательных указаний АО “НИПТБ “Онега”" о прекращении реализации проекта. "Онега" — расположенное в Северодвинске проектно–технологическое бюро судостроения, которое входит в ОСК.
На сайте "Онеги" в октябре 2020 года опубликовано сообщение: "Решением совета директоров АО “НИПТБ “Онега” создано обособленное подразделение в г. Санкт–Петербурге — “ОСК–Интерьер”… Филиал станет организацией–интегратором, выполняющей полный комплекс работ по обустройству судовых помещений и решающей основные проблемы по данному направлению в соответствии со стратегией технического развития АО “ОСК” и в целях повышения эффективности проектирования и производства мебели".
О создании в ОСК четырёх центров компетенций стало известно в начале 2020 года. Речь шла о центрах продуктовой специализации "ОСК–Интерьер", "ОСК–Движение", "ОСК–Технологии" и "ОСК–Машиностроение". Про "ОСК–Интерьер" бывший глава ОСК Алексей Рахманов рассказал журналистам заранее, летом 2019 года. "Для “ОСК–Интерьер” уже подобран партнёр, идут организационно–юридические процедуры для создания соответствующей компании. Название компании–партнёра Алексей Рахманов не назвал", — сообщил тогда портал Portnews. Судя по содержанию приказа Андрея Пучкова о прекращении проекта "ОСК–Интерьер", компанией–партнёром было "КСК Судостроение".
По словам руководителя "ОСК–Интерьер" Александра Шпака, приказ генерального директора ОСК не оказывает влияния на текущую деятельность "ОСК–Интерьер", филиала АО "НИПТБ “Онега”", и касается лишь взаимодействия "ОСК–Интерьер" с партнёрами. "“ОСК–Интерьер”, филиал АО “НИПТБ “Онега”, был создан в результате мероприятий по проекту, а не для его реализации. Работа филиала “ОСК–Интерьер” продолжается", — отметил Александр Шпак.
На НИПТБ "Онега" в 1994 году решением Госкомоборонпрома и Минобороны России возложены функции головной организации по проектированию изделий судовой мебели для кораблей, подводных лодок и судов ВМФ, а также гражданских судов и морской техники. "За эти годы в компетенции “Обустройство судовых помещений” разработаны изделия и материалы, выполнены опытно–конструкторские и научно–исследовательские работы, получены патенты и свидетельства на результаты интеллектуальной деятельности, разработаны национальные и отраслевые стандарты, накоплен опыт и знания по надёжности и жизненному циклу изделий. Всё это сконцентрировано в “ОСК–Интерьер” и получает дальнейшее развитие в новых проектах и задачах…" — заявил глава "ОСК–Интерьер".

"Переведём предприятие из Петербурга в Тверь…"

Филиал "Онеги" "ОСК–Интерьер" успел проявить себя. Например, портал Business Connect показывает три тендера, всего на 150 млн рублей, в которых "ОСК–Интерьер" выступил в качестве заказчика. Все они связаны с поставками судовых интерьеров, в том числе для одного из ледоколов проекта 22220, но названий победителей тендеров в открытом доступе нет. Следов хозяйственной активности "КСК Судостроение" тоже не видно — ни на сайте арбитражных судов, ни на портале госзакупок.
СПАРК позиционирует "КСК Судостроение" как микропредприятие с 16 сотрудниками на 31 декабря 2020 года. Самая большая выручка у компании была в 2019 году — почти 832 млн рублей, нулевая в 2021–м, а в прошлом году она составила 10,8 млн.
На сайте московской группы компаний "Ключевые системы и компоненты" (КСК) про петербургское "КСК Судостроение" ничего не сказано. Однако в разделе "География" по адресу "КСК Судостроение" в Ломоносове обозначено ОАО "ПФ “КМТ”", которое специализируется на "производстве компонентов для транспорта, в том числе оконных и дверных систем, систем доступа пассажиров в вагон и других комплектующих для железнодорожного, городского транспорта, а также оборудования для станций метрополитена". Из сайта группы "КСК" складывается впечатление, будто с судостроением её связывает исключительно производство климатического оборудования, но не видно, чтобы это было как–то связано с Петербургом.
По словам гендиректора "КСК Судостроение" Германа Маркопольского, компанию предполагается реорганизовать. "Мы переведём предприятие из Петербурга в Тверь, где оно будет заниматься другими производственными задачами. Производство компонентов для судостроения останется в числе компетенций, и мы готовы предложить наши производственные мощности для выполнения заказов судостроительных компаний, включая ОСК, если у нового руководства госкорпорации возникнет заинтересованность в таком сотрудничестве", — сказал бизнесмен.
В нашем регионе есть две крупные компании, которые специализируются на производстве судовой мебели и интерьеров: АО "Гесер" в Отрадном Кировского района Ленинградской области и ООО "Морские комплексные системы" (МКС) в Петербурге. Обе получили в конце прошлого года субсидии Минпромторга на импортозамещение судового комплектующего оборудования, но пока о реальных успехах в этой сфере ни одна из компаний в публичном пространстве не сообщала. А в начале ноября руководство ОСК проинформировало входящие в госкорпорацию компании о расторжении договора с "Гесером" о доверительном управлении его акциями.