Правительство России 30 ноября обнародовало постановление о распространении действия программы "Дальневосточная ипотека" на Арктическую зону России. Самое привлекательное в этой программе — ставка (2% годовых). Максимальная сумма займа — 6 млн рублей. Минимальный первый взнос — 20%.
Ограничений на участие очень много. По сути программа предназначена только для молодых семей, а также медиков и педагогов, да и то со стажем жизни на Крайнем Севере больше 5 лет. Но главное ограничение — возможность покупки жилья только на первичном рынке. Исключение сделано для сельской местности и моногородов — там можно приобрести квартиру и на вторичке тоже.
Это ограничение может стать одновременно и главным тормозом реализации программы. На Северо–Западе целиком в Арктическую зону входят два региона — Мурманская область и Ненецкий автономный округ (Карелия, Коми и Архангельская область представлены лишь отдельными, самыми северными муниципалитетами). Любой, кто бывал в Мурманске и Нарьян–Маре, не даст соврать: новостроек там почти нет. Наверное, во многом поэтому две заполярные столицы выглядят мрачновато. И если в Нарьян–Маре сдаётся хотя бы два–три многоквартирных дома в год, пусть зачастую и при поддержке регионального бюджета, то Мурманск не может похвастаться и этим.
Согласно официальным данным Росстата, в январе–сентябре в Мурманской области введено 41,5 тыс. м2 жилья, 100% которых — индивидуальное жилищное строительство. По данным сервиса Сбербанка "Домклик", сейчас в Мурманске строится один (!) жилой дом на 99 квартир со сроком сдачи — 2026 год. В большинстве других городов области — ни одного. Как же тогда мурманчанину реализовать своё право на арктическую ипотеку?
Кто–то скажет, что такого рода программы как раз и рассчитаны на стимулирование жилищного строительства. Это правда. Но девелоперы идут только туда, где можно извлекать прибыль, где есть устойчивый платёжеспособный спрос. Можно ли это сказать про Мурманск, Нарьян–Мар да и другие северные города? Увы, даже при высоких зарплатах они продолжают испытывать отток населения, особенно молодёжи, и, как следствие, стареть. Если на закате СССР, в 1989 году, в Мурманске проживали 468 тыс. человек, то теперь — менее 270 тыс. А раз нет жителей — нет и спроса на новые качественные квадратные метры. И арктическая ипотека ситуацию не спасёт. Пришло время думать о Севере не "кусочками", а комплексно.