06:0004 декабря 202306:00
4просмотров
06:0004 декабря 2023
В России разрабатывается профессиональный стандарт "контрактного инженера". Специалист этой профессии должен разбираться в экономике, юриспруденции, знать, как функционирует рынок государственных и корпоративных закупок и осуществляются основные процессы на предприятии. Такие сотрудники востребованы в крупных компаниях, в их задачу входит сопровождение сложных договоров, стоимость которых может доходить до нескольких сотен миллионов рублей.
Одним из первопроходцев в области внедрения контрактного менеджмента в РФ выступает "Газпром нефть". Её специалисты сейчас как раз и занимаются подготовкой профстандарта. Что это за профессия — контрактный инженер, почему она стала востребованной сейчас и где можно на неё обучиться — в материале "ДП".
В одной из популярных соцсетей для деловых контактов около 2 тыс. человек из России в качестве своей профессии указали "контрактный инженер". Пока этой профессии нет в общероссийском классификаторе, её стандарт только разрабатывается и, как ожидается, будет готов в ближайшее время. Между тем очевидно, что спрос на таких специалистов высок уже сейчас и будет расти в будущем: бизнес–процессы усложняются, суммы претензий за неисполнение обязательств по договору растут. Поэтому желающие освоить новую профессию без работы не останутся.
Готовность к сложному
Из–за меняющихся запросов работодателей одни профессии становятся ненужными и исчезают, но появляются новые. Если посмотреть, как менялся за последние 25 лет общероссийский классификатор профессий, то можно увидеть любопытную картину. Новые позиции в него добавляются в разы чаще, чем исключаются старые, потерявшие актуальность.
Впрочем, стоит оговориться: большинство новых профессий требуют более глубоких познаний и компетенций. Часто новое возникает на стыке разных специальностей. Контрактный инженер — типичный представитель такого симбиоза.
Этот сотрудник сопровождает исполнение договора на всех этапах — от стадии подготовки конкурсной процедуры до подписания акта приёмки выполненных работ или услуг. Он способен оценить все возможные риски при исполнении договора, обеспечить своевременное исполнение обязательств по нему. Не допустить неоправданных расходов в случае, если потребуется подписание дополнительных соглашений к договору.
Бизнес любой крупной компании можно представить в виде десятков тысяч связей. Одна организация выступает подрядчиком у другой, и каждая из таких договорённостей описана отдельным документом. Например, заключается договор поставки или услуг, стороны заключают договор, начинается освоение нового месторождения, строительство завода — подписываются сотни и тысячи договоров. Часто договоры связаны, срыв в исполнении одного может привести к сбою в реализации последующих. Если своевременно не вмешаться, сформируется снежный ком невыполненных обязательств. И вот уже серьёзный проект оказывается если не на грани срыва, то как минимум смещения сроков выполнения.
Любая задержка — это потеря времени, ресурсов, денег. Чтобы не допустить такого развития событий, нужен тщательный контроль за исполнением всех обязательств компании и её контрагентов. А значит, и люди, которые будут этот контроль обеспечивать. Люди, которые понимают, как один договор связан с другим и что будет в случае сбоя в исполнении каждого обязательства. Именно такие задачи и стоят перед контрактными инженерами.
"Если срок исполнения по одному договору сдвинулся, то может пострадать весь проект, — рассказывает начальник управления по внедрению системы управления договорами “Газпром нефти” Анна Чернова (на фото). — К примеру, многие месторождения “Газпром нефти” находятся на Севере, к ним ведут зимники (ледовые дороги). Контрактный инженер должен понимать, что осенью он должен заключить соглашения с транспортной компанией, которая обустроит такой зимник. В противном случае до объекта будет попросту не добраться".
"Крупные компании перестраивают свою организационную структуру и понимают, что узкопрофильный специалист, обладающий знаниями только в области делопроизводства или юриспруденции, может не пригодиться, — говорит Анна Чернова. — Юрист должен знать и экономическую часть, а экономист — юридическую. Мы считаем, что контрактный инженер — профессия будущего, она объединяет множество других".
Где такому учат
Где же найти таких профессионалов? Юристов готовят одни факультеты, экономистов — другие, а производственников — третьи. "Газпром нефть" самостоятельно решила заняться обучением необходимых сотрудников. Эта работа идёт уже несколько лет. Для начала в компании сформулировали, какими навыками должен обладать такой специалист.
"Компетенции контрактного инженера можно разделить на софтовые и хардовые", — уточнила Чернова. По её словам, к первым стоит отнести умение планировать время и задачи, ведь контрактный инженер участвует в формировании годового плана закупок компании. Он должен уметь составлять и убедительно проводить презентации, так как ему придётся вступать в переговоры с потенциальными подрядчиками, контрагентами и рассказывать о ходе работ собственному топ–менеджменту. Важно иметь деловую хватку. Она пригодится, когда надо реагировать на растущие аппетиты подрядчиков.
Хардовые компетенции — это понимание, как осуществляется управление исполнением договорных обязательств (прежде всего взаимосвязанных) и как строятся взаимоотношения с контрагентами (в "Газпром нефти" есть специальный инструмент оценки эффективности деятельности контрагента). Требуются знания о закупках, например какой пакет документов необходим для конкурсного отбора поставщика. К числу жёстких компетенций относится и умение управлять рисками, и навыки ведения сложных переговоров.
Обучение контрактных инженеров по программе дополнительного образования организовано в Омском государственном техническом университете при поддержке "Газпром нефти". "Сейчас мы принимаем на программу студентов выпускных курсов омских вузов. Программа предусматривает обучение основам нефтегазового дела, эту часть берут на себя преподаватели университета. С практической частью будущей работы знакомят уже специалисты “Газпром нефти”. Они делятся знаниями о нюансах капитального строительства, организации работы транспорта, риск–менеджменте. Эксперты компании объясняют, как создаются нормативно–методические документы, проводятся закупочные процедуры, как работать со специальным софтом", — перечисляет Анна Чернова.
С помощью учебной программы компания решает вопрос пополнения кадров. Обучение длится 9 месяцев. На летние месяцы студенты отправляются на стажировку в дочерние компании "Газпром нефти". "В течение года по окончании обучения мы приглашаем выпускников на кампусы решать практические кейсы. На сегодняшний день 100% получивших диплом стали сотрудниками компании", — добавила Чернова.
В Омском университете подготовлено уже два выпуска контрактных инженеров, а в декабре запускается набор на третий поток.
Чтобы насытить рынок специалистами, их выпуск должен быть увеличен. А раз так, то контрактных инженеров должна готовить российская система образования. Поэтому в "Газпром нефти" занялись разработкой соответствующего профессионального стандарта.
Разработка профстандарта
Реестр профессиональных стандартов ведёт министерство труда и социальной защиты. Сейчас он включает 1563 позиции. "Мы сначала планировали ограничиться разработкой профстандарта контрактного инженера для нефтегазовой отрасли. Но на этапе согласования этой идеи в Совете профессиональных квалификаций (СПК) в нефтегазовом комплексе нам предложили разработать более широкий стандарт, не ограниченный отраслевыми рамками. Поэтому перед нами сейчас поставлена довольно амбициозная задача", — отметила Анна Чернова.
Сама процедура утверждения профстандарта предполагает прохождение нескольких этапов согласований. "Сначала мы должны заявить СПК о намерении разработать профстандарт (СПК в нефтегазовом комплексе создан на базе Центра планирования и использования трудовых ресурсов “Газпрома”. — Ред.), — объясняет представитель “Газпром нефти”. — После одобрения формируется рабочая группа, в неё входят эксперты, которые знают, как разрабатывать профстандарт, специалисты Корпоративного университета “Газпром нефти”, специалисты СПК в нефтегазовом комплексе. Профстандарт должен описывать уровни компетенций — в нашем случае контрактного инженера, ведущего контрактного инженера и главного".
Далее проект профстандарта отправляется директору Корпоративного университета "Газпром нефти", который после подписания передаёт его на рассмотрение СПК. Следующий этап после одобрения СПК — оповещение Лиги вузов (в неё входят 35 высших учебных заведений). Вузы должны подтвердить готовность разработки образовательного продукта и представить свои комментарии — будет ли сформирована отдельная пятилетняя программа, либо обучение будет организовано как допобразование, например в магистратуре.
На следующем этапе проводятся открытые слушания в СПК по нефтегазу при участии представителей других крупных компаний отрасли, и только после этого СПК отправляет в Минтруд пакет документов. У министерства есть полгода на принятие решения. В случае если оно положительное, проект решения выносится на утверждение Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. После одобрения совета Минтруд предлагает вузам предоставить обучающие программы на рассмотрение.
Широкие перспективы
Специальность контрактного инженера в России относительно новая, хотя европейские компании стали внедрять таких специалистов в свои бизнес–процессы с 1960–х годов.
"В России контрактами управляли, но цель такого управления фактически была одна: чтобы подрядная организация выполнила оговорённый объём работы. При этом риски срыва сроков, удорожания контрактов по сути никто не учитывал", — говорит Анна Чернова. Теперь ситуация иная.
По её мнению, контрактные инженеры будут востребованы не только в крупном, но и в среднем бизнесе. Последнему тоже понадобятся контрактные инженеры, которые будут контролировать ход исполнения договора и в случае возникновения отклонений сигнализировать о них. В итоге сформируется "сквозной процесс" не только на стороне заказчика, но и на стороне исполнителя. Работы по договору в этом случае станут полностью прозрачны для всех сторон.
В "Газпром нефти" говорят, что стать контрактными инженерами могут не только вчерашние выпускники, выбирающие для себя профессию. Путь к новому открыт и для тех, у кого уже есть высшее образование. В разрабатываемом профстандарте делается упор на специалистов, уже имеющих экономическое или юридическое образование. "Для коллег из других отраслей мы готовим новую обучающую программу. В марте 2024 года мы выйдем с предложением — образовательным продуктом для уже работающих специалистов", — сообщила Анна Чернова.
Адаптация в компании
Очевидно, что начинающему специалисту, получившему востребованную специальность, сразу не доверят договор стоимостью полмиллиарда рублей. После обучения в компании проводится адаптация нового сотрудника.
"Обычно выпускники приглашаются на работу в те дочерние компании, где они проходили стажировку. За выпускником закрепляется наставник. Новичку даётся несложный договор (в компании есть инструмент — калькулятор сложности договора)", — рассказывает Анна Чернова. В среднем период адаптации длится 3 месяца. По его окончании принимается решение, готов ли сотрудник к самостоятельной работе или нуждается в помощи наставника.
Как говорят в "Газпром нефти", сейчас в компании уже более 300 контрактных инженеров.
Естественно, что даже сверхопытному специалисту невозможно удержать в голове все нюансы договора, который он сопровождает. А один контрактный инженер может сопровождать несколько договоров. Поэтому для помощи в работе потребовалось автоматизировать ряд задач.
ЛИНКОН в действии
Методология управления договорными обязательствами в "Газпром нефти" совершенствуется уже несколько лет. По информации начальника департамента организации корпоративных закупок и контроля исполнения договоров "Газпром нефти" Дины Бойко, перед компанией стояла задача отказаться от неоправданных дополнительных затрат, обеспечить своевременное исполнение всех обязательств и предупреждение возникновения критических событий, которые могут повлиять на проект.
При анализе вариантов решения этих задач стало очевидно, что для управления обязательствами потребуются отдельные специалисты — контрактные инженеры. А позже возникла потребность в инструментарии, с помощью которого они будут управлять договорами.
Для управления исполнением договорных обязательств была создана специальная система ЛИНКОН (от lean+contract — "бережливый контракт"). Она интегрирована с другими программными решениями для управления бизнес–процессами "Газпром нефти", в том числе с системой электронного документооборота. Из неё ЛИНКОН получает данные, документы, агрегирует их и обрабатывает.
Ограниченный доступ к системе есть и у подрядных организаций. Таким образом, заказчик и исполнитель могут работать в едином информационном пространстве.
"В системе ЛИНКОН контрактный инженер может вести допретензионную работу — то есть подключается на первом этапе возникновения разногласий, чтобы урегулировать проблему. Если уладить проблему не удаётся, то начинается претензионная работа, подключается юридическое управление. При этом оно будет видеть в ЛИНКОНе все документы, переписку, сформированные на этапе допретензионной работы", — объясняет Анна Чернова.
В системе реализованы удобные инструменты для управления договором, ведения архива связанных документов, удобные настроенные отчёты по ключевым вехам договора, есть возможности видеть взаимосвязи различных обязательств и то, как они влияют на ход работ. Сейчас активно внедряются дополнительные сервисы с использованием ИИ. Такая автоматизация не отменяет ключевой роли контрактного инженера, снятие с него рутинных задач должно высвободить "творческую" энергию специалиста, ведь управление сложным договором — это всегда переговоры, поиск компромиссов и решение нестандартных задач в том числе.
На этапе опытной эксплуатации ЛИНКОН контролировал исполнение примерно 300 сложных договоров, но уже в ближайшее время их число увеличится до 4 тыс.
Шаг в будущее
Бизнес постоянно совершенствует процессы управления, адаптируя их к новым вызовам и технологическим возможностям. Меняются задачи и требования к специалистам, функционал которых расширяется. Как следствие, меняются подходы к подготовке сотрудников.
Контрактный инженер — профессия будущего, поскольку отвечает нынешним запросам предпринимателей, а именно — помогает реализовывать сложные многосторонние проекты, способствует разрешению возможных противоречий на досудебном уровне и в итоге позволяет добиваться точного исполнения договоров всеми его сторонами.