В 2024 году по маршруту из Архангельска в Шанхай по Северному морскому пути (СМП) пройдёт около 40 транзитных рейсов. Доставить из Китая в Россию планируется, в том числе, легковые автомобили и запчасти для них. Об этом сообщил 8 декабря представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Дмитрий Юрков в рамках пленарного заседания "Россия для Арктики: в поисках универсальных и уникальных механизмов для повышения притягательности регионов АЗРФ" на XIII международном форуме "Арктика: настоящее и будущее".
Он напомнил, что в 2023 году состоялся первый такой рейс из Архангельска в Шанхай и обратно. Путь занял 22 дня, что почти вдвое быстрее, чем если бы груз везли в КНР из Петербурга. Как сообщалось ранее, в рамках этого рейса из России в Китай отправили партию лесоматериалов.
"Китайский судовладелец и грузоотправитель оценили это большое мероприятие, которое состоялось без ледокольной проводки. Мы начинаем работать над регулярностью рейсов и думаем, что они будут развиваться. В следующем году число таких рейсов с китайской стороной возрастёт до 40. Товар, который поедет из Китая, — это легковые автомобили, запчасти и товары широкого потребления", — сказал Дмитрий Юрков.
Мощности действующего Архангельского морского торгового порта составляют 12 млн тонн, сообщал ранее зампред правительства Архангельской области Виктор Иконников. В 2022 году было обработано около 6,5 млн тонн.
Этой осенью правительство РФ утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Согласно ему, в Двинском заливе построят новый терминал мощностью 25 млн т в год.
Как писал ранее "Деловой Петербург", СМП может стать окном возможностей для России в условиях эмбарго. Этот маршрут, проходящий по морям Северного Ледовитого океана, претендует на конкуренцию с Суэцким каналом, имея протяжённость меньше примерно на треть. При этом водный маршрут полностью расположен в территориальных водах России.