Ежегодно Смольный попадает под шквал критики от горожан из–за плохой уборки улиц зимой. Чиновники же не менее традиционно перекладывают часть ответственности на бизнес, который, по их мнению, не справляется с содержанием своих территорий.
Ещё 1 декабря 2023 года Государственная административно–техническая инспекция (ГАТИ) отчиталась, что с начала зимнего периода проверила 423 крыши зданий и прилегающих к ним территорий на предмет уборки снега и наледи. В результате ведомство выявило 57 нарушений. "Некоторые из предпринимателей показали своё истинное лицо", — поэтично высказываются в ГАТИ. Но некоторые коммерсанты удостоились и похвалы. Качественную уборку отметили около отелей в переулке Антоненко и на Почтамтской улице и у нескольких других объектов.
Вице–губернатор Евгений Разумишкин, курирующий городское хозяйство и благоустройство, 7 декабря напомнил владельцам кафе, ресторанов и иных заведений об их обязанности поддерживать порядок на входных группах. На текущий момент с осадками, выпавшими с начала зимы, в городе в целом справились. Но на этой неделе синоптики снова обещают снегопады, так что дискуссия о том, кто за что отвечает и кто больше виноват в плохой уборке, очевидно, продолжится с новой силой.
Кто и где должен убирать
Для рядового гражданина совсем не очевидно даже то, какие участки на улицах Петербурга лежат в зонах ответственности каких из городских служб. А уж когда в падении на лёд стоит винить "частников" — это понять ещё сложнее.
С этого года уборка дворов и внутриквартальных территорий находится в ведении районных администраций и проводится силами районных жилищных агентств. Содержанием городских улиц, проспектов и прилегающих к ним тротуаров занимается комитет по благоустройству. Точнее, подведомственные ему дорожные предприятия и их субподрядчики.
При этом владельцы нежилых зданий — отелей, бизнес–центров, супермаркетов и так далее — отвечают за свои объекты сами. Они в соответствии с правилами благоустройства обязаны своевременно освобождать от наледи крыши строений, а также очищать прилегающую территорию на расстоянии до 5 м от фасада.
"Но необходимо рассматривать каждый случай отдельно, в зависимости от конкретной прилегающей территории. На практике владельцы сами понимают важность этого требования. Иначе путь клиента в их помещение будет затруднён", — пояснили "ДП" в ГАТИ.
За несоблюдение этих обязанностей для владельцев зданий предусмотрена административная ответственность. Но сейчас, в силу постановления правительства № 336 от 10 марта 2022 года, основной акцент в работе контрольных органов делается на профилактику — нарушителям в основном стараются выносить предостережения или предписания.
"При отсутствии реакции ГАТИ обращается в органы прокуратуры для согласования внеплановой проверки, и в этом случае штраф может составлять до 100 тыс. рублей", — предупреждают в инспекции.
Три метра перед магазином
Но всё вышеописанное касается зданий, находящихся полностью в частной собственности, зачастую стоящих обособленно. С регламентом по уборке территорий около входов в магазины или кафе, располагающихся в жилых домах, которых особенно много в центре Петербурга, всё немного интереснее.
В ГАТИ корреспонденту "ДП" по этому вопросу порекомендовали обратиться в Государственную жилищную инспекцию. Специалисты ГЖИ, в свою очередь, указали, что уличная сеть, на которую выходят данные помещения, находится в ведении Комблага, и перенаправили туда. В комитете же пояснили, что у бизнеса есть обязанность по чистке тротуаров на своих территориях, а контроль за этим осуществляет ГАТИ. Круг, таким образом, замкнулся.
То, что бизнес обязан содержать в чистоте входные группы на своих объектах, зафиксировано в правилах благоустройства Санкт–Петербурга. Но весь снег, который находится дальше крыльца помещения, — уже проблема города. По крайней мере с точки зрения закона. В тех же правилах рекомендуется собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах в периоды между уборкой городскими службами самостоятельно счищать наледь и снег с прилегающих территорий на расстоянии 3 м от фасада. Но конечное решение остаётся на совести предпринимателей.
Куда вывозят снег
Цены на коммерческие услуги по уборке снега в сезоне–2023/24 выросли примерно на 15%, сообщил "ДП" директор департамента торговых центров Becar Asset Management Алексей Попиков. Это связано с удорожанием расходных материалов и дефицитом квалифицированного персонала. Нехватка составляет около 30%. На недостаточность трудовых ресурсов ранее указывали также председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко и директор ГУДП "Центр" Егор Пащенко. Последний, в частности, заявил, что городу нужно ещё 820 рабочих (сейчас в штате числится 1 тыс. человек). Трактористам и водителям снегоуборочных машин он пообещал зарплату от 77 тыс. до 120 тыс. рублей.
На сегодняшний день в Петербурге работают семь стационарных снегоприёмных и 11 снегоплавильных пунктов. Они могут принимать 101,5 тыс. м3 снега в сутки. К 2026 году планируется построить ещё два снегоплавильных пункта и один снегоприёмный.
Большинство предпринимателей, с которыми пообщался "ДП", рассказали, что убирают снег за свой счёт.
"К дворникам на помощь выходят наши разнорабочие, осуществляем обходы территории", — поделился генеральный менеджер отеля Cort Inn St. Petersburg Hotel & Conference Center Руслан Сичинава.
По словам владельца и генерального менеджера гостиницы "Гельвеция" Юниса Теймурханлы, в бюджете отеля на уборку территории от снежных масс выделена отдельная статья. Ежегодно для очистки части улицы Марата заказываются услуги профильных организаций.
"Главная проблема состоит в нехватке снегоуборочных машин. Это осложняется и тем, что пункты разгрузки снега расположены далеко, ближайшие точки город использует сам для своих нужд. В связи с этим порой трудно найти компании, которые вывезли бы снег даже за деньги, поскольку им его девать тоже некуда", — рассказал он.
Однако Алексей Попиков считает, что снегоуборочных машин более чем достаточно как в городе, так и у подрядных организаций, где техника не задействована даже на 10%.