Юридическая стандартизация блогосферы началась: Госдума планирует признать блогерство профессией и внести её в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Обсуждение правового режима деятельности блогеров прошло в начале текущей недели в формате круглого стола с участием депутатов и заметных представителей будущей новой профессии. Как сообщил прессе вице–спикер Госдумы Пётр Толстой, регулирование этой части инфорынка необходимо, так как "многие блогеры сегодня имеют аудиторию больше, чем традиционные средства массовой информации".
Конечно, автор канала в Telegram или на YouTube давно ничем не отличается от рядового СМИ, имея зачастую даже более оснащённую редакцию, чем газета в российской глубинке или региональный телеканал. Разница только в отсутствии ответственности перед законом за распространение той или иной информации.
Однако главным стимулом к урегулированию блогосферы являются её существенные денежные обороты. Как сказал глава ФНС Даниил Егоров в недавнем интервью РБК, громкие проверки доходов инфлюенсеров продиктованы вовсе не политическими мотивами, а тем, что некоторые популярные авторы, попадающие в поле зрения налоговой, оказываются недобросовестными налогоплательщиками.
Согласно оценкам экспертов, блогерский рынок в России уже разросся до 50 млрд рублей. По данным Win2Win Communications, за последний год гонорары блогеров на российских платформах в среднем выросли на 27%. Примечательно, что в абсолютном выражении заметнее всего увеличились заработки на YouTube, где Google приостановил монетизацию для российских пользователей с марта 2022 года. Но авторы каналов вышли из положения "дедовским", телевизионным способом: теперь рекламные ролики вшиваются в загружаемое на YouTube видео в формате интеграций по ходу выпуска.
О создании "блогерского" ОКВЭД говорят с весны 2023 года. Сейчас при регистрации ИП или ООО блогеры выбирают ОКВЭД 59.11 "Производство кинофильмов и телевизионных программ". По словам участников круглого стола в Госдуме, инициатива встретит отклик у лидеров мнений, которые давно готовы сотрудничать с властями. Хочется верить, что выработка мер регулирования в конструктивном диалоге позволит блогерам выйти из сумрака юридически верно и без потери своей экономической выгоды.