Недалеко от полигона "Красный Бор" планируется строительство жилых кварталов. Безопасно ли жить по соседству с хранилищем химотходов?
Полигон в Красном Бору специализировался на отходах высокого класса опасности, сюда завозили всю ту химию, которую отказывались принимать в других местах. При этом захоронение шло без должного учёта.
"Никакой документации, подтверждающей состав отходов в той или иной карте, нет", — признавала вице–премьер РФ Виктория Абрамченко ещё в 2021 году.
Более того, нет информации о точной глубине карт. "В 1970–е годы в отчёте ПГО “Севзапгеология” утверждалось, что, если не провести рекультивацию, то за 40 лет эксплуатации накопившиеся в котлованах отходы под действием силы тяжести уйдут на 10 метров глубже, чем было на момент проектирования. А в карте не вода, а агрессивные вещества, которые будут вступать в химическое взаимодействие друг с другом", — утверждает эколог Сергей Грибалёв, в прошлом начальник департамента комитета государственного экологического надзора Ленинградской области.
Указанные в отчёте 40 лет уже прошли. Соответственно, точную глубину карты никто не знает, добавляет Грибалёв. Вся надежда на 80–метровую толщу кембрийских глин. Однако водонепроницаемость данного водоупора разработчики переоценили, утверждает эколог.
Исследованиями "Севзапгеологии" был доказан системный вынос подземными водами захоронённых в картах отходов. А это значит, что "Красный Бор" потихоньку отравляет воды Невы. Учёные фиксировали превышения по аммиаку, марганцу, сере сульфидной, фенолу.
"Но указанные вещества — это ещё цветочки. Дело в том, что задача по изучению уровня загрязнения сложна, потому что неизвестен точный химический состав карт. То есть перед нами уравнение со слишком большим количеством неизвестных", — заключает Грибалёв.
Расстояние от полигона до жилых домов
В конце ноября 2023 года Градостроительному совету Ленобласти были представлены параметры и концепция комплексного развития 752 га рядом с Красным Бором, на бывших землях ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" (РТРС).
Согласно представленным планам, на жилой территории, под которую отведено 467,5 га, будет построено 1,13 млн м2 жилья, рассчитанного на 35 тыс. человек. В основном это будут многоквартирные дома высотой до шести этажей, а также малоэтажная, индивидуальная и блокированная жилая застройка.
Расстояние от северной границы планируемого жилого квартала до полигона — немного больше 4 км. Довольно близко. Впрочем, до посёлка Красный Бор оно ещё меньше — 1,3 км, до Никольского — 2 км, а до Колпино — 6 км.
То есть получается, что люди жили рядом с полигоном, ещё когда он функционировал (и даже горел), и при этом живы–здоровы. Согласно публичным данным, Тосненский район, рядом с которым расположен полигон, не лидирует по доле онкологических заболеваний среди районов Ленобласти. Ближайший район Петербурга — Колпинский — также в число лидеров по онкозаболеваниям не входит.
Впрочем, явно найдутся и такие граждане, которым расстояние 4 км покажется недостаточным для ощущения полной безопасности.
Официально все экологические нормы при размещении полигона были соблюдены. Вокруг опасных объектов создаётся санитарно–защитная зона (СЗЗ) в зависимости от характера и интенсивности их воздействия. У полигона "Красный Бор" она составляет 1 км. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Впрочем, указанное расстояние лишь уберегает граждан от объекта только как от источника выбросов, но влияние на водную систему не поддаётся такой же простой арифметике. Для оценки безвредности полигона для водных объектов необходимо отбирать пробы. Сергей Грибалёв в рамках общественного экологического мониторинга в 2023 году проводил пробоотбор в магистральном канале, через который воды попадают в Неву. "Мы фиксировали превышение ПДК в 2–5 раз по целому ряду химических веществ: аммиаку, нитритам, фенолам, ацетону и так далее. Обращаю внимание, что загрязнённые данными веществами воды поступают уже с очистных сооружений полигона. А ведь они должны быть чистыми", — делился эколог результатами своих исследований.
Из этого следует, что влияние полигона на населённые пункты, находящиеся рядом, примерно такое же, как на весь Санкт–Петербург. Город получает воду из Невы, в которую в том числе попадают химические вещества с полигона. Возможно, ситуация улучшится по окончании реконструкции очистных сооружений.
Какова судьба "Красного Бора"
Официальные лица уверены, что опасности полигон не несёт. "Сейчас угрозы нет", — говорила 2 года назад Виктория Абрамченко во время посещения объекта.
В настоящее время на полигоне ведётся рекультивация. Вкратце её идея такая: вокруг объекта создаётся защитный контур с заглублением в кембрийскую глину, которая даже сама по себе является природным герметиком. А образующуюся на полигоне воду предполагается очищать.
"После завершения проекта мы должны оставить зелёную лужайку", — говорил Михаил Щербаков, глава управления экологического инжиниринга ФГУП "Федеральный экологический оператор".
Рекультивацией "Красного Бора" занимается "Росатом". "Он (полигон. — Ред.) точно не будет представлять угрозы ни жизни, ни здоровью людей, которые там находятся, ни окружающей среде. Надеемся работу в 2025 году завершить", — заявлял глава госкорпорации Алексей Лихачёв.
Следующий этап работы, начиная с 2025 года, будет заключаться в биорекультивации отходов.
Отходы I–IV классов опасности на полигон свозили с 1969 по 2014 год. В 2014 году его закрыли и законсервировали. На ликвидацию свалки до 2024 года Минприроды выделит 21,4 млрд рублей.
Возможно, к этому времени результаты пробоотбора, произведённого представителями общественного контроля, и организаций, проводящих мониторинг по заказу самого полигона, уже сильно отличаться не будут.