Петербургский бизнесмен стал основным владельцем группы компаний, поставляющих инженерные системы и системы пожаротушения для судостроения.
Генеральный директор петербургской Фабрики судовых интерьеров Павел Сурмилёв 19 декабря стал владельцем 55% ООО "Рунитор", которому принадлежит основной пакет компании "Турбийон". В портфолио этих компаний — оснащение терминалов в порту Высоцк и ледоколов проекта 22220, а также попытка заставить таможню отказаться от ввозных пошлин на импортные системы пожаротушения. Эксперты называют "Рунитор" крупнейшим игроком рынка судовых систем пожаротушения и констатируют полную независимость этого рынка от иностранных поставщиков.
Крупный игрок на рынке судостроения
Павел Сурмилёв стал владельцем 55% долей "Рунитора" спустя 8 лет после начала своего партнёрства с предыдущим основным дольщиком компании ООО "МСС" Олегом Пшеничным. С ноября 2015 года до 19 декабря 2023–го Павел Сурмилёв владел 10% "Рунитора", и до этой весны какого–либо другого его участия в бизнесе СПАРК не фиксировала. В конце марта бизнесмен возглавил ООО "Фабрика судовых интерьеров", входящее в ту же бизнес–группу — через МСС и "МСС Транспорт" компания принадлежит Олегу и Ирине Пшеничным. С конца 2019–го до середины 2022 года Павел Сурмилёв возглавлял ООО "МСС–Пропульсия" того же Олега Пшеничного.
Таким образом, сегодня Павел Сурмилёв контролирует три компании этой бизнес–группы: Фабрику судовых интерьеров, "Рунитор" и его "дочку" ООО "Турбийон", в котором у "Рунитора" 80%.
Читайте также:
Сделка
Петербургский "НТЦ Эталон" сменил владельца
В системе СПАРК основным видом деятельности "Рунитора" указано "производство прочего электрического оборудования", "Турбийона" — "производство электромонтажных работ", Фабрика судовых интерьеров производит судовую мебель в соответствии со своим названием. Финансовую отчётность за 2022 год опубликовал только "Турбийон" — выручка 2 млн рублей, — но генеральный директор "Рунитора" Дмитрий Данькин сказал "ДП", что текущие контракты приносят "Рунитору" около 300 млн рублей в год, а дочерний "Турбийон" "только развивается и занимается в основном сервисом".
“
"Компания “Рунитор” плотно сидит на рынке судостроения. У нас много серийных проектов: это пожарные системы для танкеров RSD–59, для разных рыболовецких судов, для буксиров Т3150, которые строит Зеленодольский завод, их пять штук. Из новых проектов мы реализуем поставки систем пожаротушения на суда типа MPSV (многофункциональные аварийно–спасательное суда. — Ред.). За последние 5 лет “Рунитор” локализовал производство в России, у нас собственная площадка на Васильевском острове. Естественно, встречаются компоненты иностранного производства — не всё делается здесь. Срок изготовления одного комплекта оборудования составляет примерно 6 месяцев", — сказал гендиректор "Рунитора".
На сайте "Турбийона" рекламируются поставка, наладка, ремонт и техническое обслуживание судовых инженерных систем, а в разделе "Примеры наших работ" указана, в частности, пусконаладка компрессорного и генераторного оборудования в порту Высоцк и на атомных ледоколах проекта 22220 на Балтийском заводе.
Павел Сурмилёв на предложение о комментарии не откликнулся.
Проигрыш в споре с таможней
"Рунитор" медийно активен. В 2023 году отраслевые СМИ писали о том, как компания провела пусконаладочные работы системы внешнего пожаротушения на аварийно–спасательном судне проекта MPSV07, строящемся на судостроительном заводе "Залив" в Керчи, поставила противопожарное оборудование на суда проекта МПКС (малые универсальные круизные суда, которые строит ГК "Р–Флот") и траулер проекта 1701 "Скорпион", который строит судостроительный завод "Отрадное". Летом "Рунитор" изготовил систему пожаротушения для катамаранов проекта HSC150 (рыбинский завод "Вымпел"), провёл пусконаладочные работы на системах пожаротушения траулера проекта СТ–192 "Капитан Мартынов" на Адмиралтейских верфях и поставил системы углекислотного пожаротушения высокого давления на патрульном корабле "Подольск" проекта 22120 "Пурга" (судостроительная фирма "Алмаз"). В октябре на 17–й международной выставке "Нева–2023" "Рунитор" и турецкий "Далгакиран" подписали соглашение об эксклюзивной дистрибуции компрессоров и оборудования воздухоподготовки.
Единственной неудачей "Рунитора", о которой писали СМИ, стала попытка компании заставить Санкт–Петербургскую таможню не облагать импортной пошлиной ввоз в Россию систем пожаротушения иностранного производства ("ДП" писал об этом в июне 2023 года). "Рунитор" доказывал в суде, что системы соответствуют позиции 8424 89 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Европейско–Азиатского экономического сообщества (ТН ВЭД) "прочие механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков". Товары этой позиции ТН ВЭД ввозной пошлиной не облагаются. Но юристы петербургской таможни доказали, что в данном случае речь идёт про позицию 8424 10 — "огнетушители заряженные и незаряженные". Импорт товаров этой позиции облагается пошлиной 5%. В конце июня правоту таможенников окончательно подтвердил Верховный суд.
Кто работает на рынке судовых систем пожаротушения
В бизнес–сообществе считают, что рынок судовых систем пожаротушения вполне освоен российской промышленностью, импорта не требует, а "Рунитор" называют одним из крупных игроков этого сектора бизнеса.
По мнению владельца военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (одно из основных направлений — судостроение) Михаила Даниленко, российское судостроение вообще не зависит от иностранных систем пожаротушения.
"Процесс импортозамещения подобных систем, начатый под давлением санкций российскими компаниями, в частности нашими партнёрами группой “Пожинтех” в 2015 году, был успешно завершён в 2022–м после окончательного ухода с отечественного рынка иностранных производителей. Мы со своей стороны вносим посильный вклад в изготовление некоторых комплектующих для судовых систем пожаротушения на наших производственных мощностях в части сложной среднесерийной механической обработки на станках с ЧПУ", — говорит владелец КМЗ.
Первый заместитель генерального директора петербургского ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Лев Засыпко также полагает, что во всех сегментах рынка — оборонном, крупносерийном и мелкосерийном — продукция российских производителей судовых противопожарных систем закрывает потребности и полностью соответствует обновлённым требованиям к этим системам.
"Таких производителей немало, основные: ООО “Рунитор”, НПО “Каскад”, ООО “Системы пожаротушения”, АО “НИИРПИ”, и этот список неполный. Осмелюсь утверждать, что на сегодняшний день потребность в пожаротехническом оборудовании для обеспечения российского судостроения полностью закрывается продукцией, созданной отечественными компаниями в рамках мероприятий по импортозамещению", — говорит представитель МКС.
Досье:
ООО "Рунитор" зарегистрировано в Петербурге в 2015 году. С 19 декабря 55% долей компании принадлежат Павлу Сурмилёву, 45% у ООО "МСС" Олега Пшеничного. Компания специализируется на производстве и монтаже судовых систем пожаротушения. Последняя финансовая отчётность опубликована в СПАРК за 2020 год — тогда выручка компании составила почти 314 млн рублей. "Рунитор" входит в бизнес–группу Олега Пшеничного, суммарный оборот компаний которой за 2022 год составил почти 1,5 млрд рублей.