Рынок e-commerce в России вновь показывает впечатляющий рост — почти на 40 % за год.
Объём продаж российского рынка e-сommerce по итогам 2023 года составит 7,9 трлн рублей (+38 % к 2022 году), следует из данных Data Insight. Ожидается, что в 2024 году будет превышен показатель 10 трлн рублей, а в 2027–м — 15 трлн. К 2027 году ожидается и рост количества заказов в два с половиной раза (с 4,5 млн штук в 2023 году до 11,6 млн). Спад по заказам, начавшийся в I квартале 2022 года, был отыгран за год — к концу весны 2023 года.
Кстати, закрытие в России интернет–магазинов отдельных иностранных ретейлеров, включая IKEA, на рынок в целом практически не повлияло. "Окно замещения было не слишком широкое в целом для рынка (но заметное в отдельных категориях), но оно уже закрылось", — следует из отчёта Data Insight.
Доля интернет–торговли в общем объёме розничных продаж России постепенно растёт, по итогам 9 месяцев 2023 года она составила 12,5 %, подсчитали в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ). Год назад было 11 %.
Участники рынка отмечают серьёзный вклад в развитие онлайн–ретейла со стороны регионов, который стал возможен благодаря выстроенной логистике, созданию сетей пунктов выдачи заказов и активному сотрудничеству с бизнесом на местах. По данным АКИТ, по итогам 9 месяцев 2023 года на Москву в общем объёме продаж приходится 18 %, на Подмосковье — 9,2 %, Петербург — 6,1 %, Краснодарский край — 5,1 %, Ростовскую область — 2,9 %, Свердловскую — 2,6 %, Нижегородскую — 2,2 %, Самарскую — 2,0 %, Республику Татарстан — 1,9 %, Красноярский край — 1,8 %. "В регионах произошёл переломный момент — предприниматель скорее выберет онлайн, а не офлайн. Такой тренд мы наблюдали в столицах в 2021 году", — заявила на прошедшей недавно конференции Tinkoff e-сommerce Валерия Воронцова, представитель платформы Tinkoff e-сommerce.
"Важный фактор, который обеспечит дальнейший рост, — развитие онлайн-продаж в категориях товаров, которые сегодня чаще покупают в традиционном ретейле. По мнению экспертов, в 2027 году проникновение онлайн–продаж в категориях одежды и обуви превысит 80% и 11 % соответственно. При этом в деньгах 11 %-ное проникновение онлайна в FMCG равно 80 %-ному проникновению в категорию одежды и обуви и 87 %–ному проникновению в категории электроники — 3 трлн рублей", — говорят в Ozon.
Дальнейшему росту будет способствовать выход на рынок новых отечественных брендов, говорит Никита Цой, руководитель отдела продаж ЮMoney. "Больше года назад из страны ушли многие зарубежные бренды, что открыло российским компаниям новые возможности для развития. Наиболее активно развиваются малый и средний бизнес. В январе–сентябре 2023 года среди небольших продавцов количество магазинов с физической доставкой выросло на 21 %, их оборот увеличился на 4 %, количество транзакций — на 7 %", — прокомментировал он. Ещё одним фактором дальнейшего роста Никита Цой называет развитие новых платёжных методов: "С рынка ушли зарубежные "пеи" — это способствовало переходу на альтернативные методы оплаты. Мы ожидаем, что рынок продолжит развивать собственные платёжные методы. Помимо собственных "пеев" мы наблюдаем развитие электронных кошельков, а также оплат по ссылкам в мессенджерах".
Определяющее значение в развитии рынка сегодня — у маркетплейсов, на которые, по данным Data Insight, приходится 54 % от общего объёма продаж и 75 % от общего количества заказов. Развитие собственных торговых площадок ретейлеров также станет фактором роста, полагает Никитай Цой.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ретейле" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, говорит, что развитие рынка ограничивает в том числе протяжённая география страны и низкий уровень интернет–развития в некоторых регионах, а также сложность, дороговизна доставки продукции. "Также стоит упомянуть ограничения на использование зарубежных платёжных систем и сервисов доставки товаров. Существуют культурологические причины — в частности, недостаточная осведомлённость населения о возможностях онлайн-шопинга и опасения относительно безопасности покупок в интернете. Не стоит сбрасывать со счетов высокую конкуренцию со стороны традиционных магазинов и рынков, увеличение стоимости складской обработки заказов, а также рост цены транспортной логистики. Есть законодательные ограничения на продажу и рекламу некоторых товаров и услуг в интернете", — перечисляет он.
В числе ограничений, мешающих развитию, эксперты называют госрегулирование. "Влияние государственного регулирования на отрасль является не только риском, но и потенциальным драйвером для дальнейшего роста, — считает Роман Лысов, CEO VirtualPOS. — Но в государственном регулировании, безусловно, могут быть и положительные моменты. Введение понятных правил и законодательных норм электронной торговли в краткосрочном периоде может притормозить развитие, но в долгосрочной перспективе создаст надёжную базу для роста. Рынку не нужен рост в ущерб качеству".
"Главный фактор, препятствующий развитию, — отсутствие свободных складских площадей. Даже если маркетплейс принимает решение строить склады "под себя", стоп-фактором выступает ограниченное количество девелоперов, способных реализовать такие проекты. Склады для e-com существенно отличаются от стандартного класса A", — добавляет Илья Князев, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости NF Group в Петербурге.
"Российский рынок электронной коммерции достаточно развит, потребители онлайн-торговли привыкли к широкому ассортименту, быстрой и зачастую бесплатной доставке, удобному сервису. Мало кому ещё в мире доступен сопоставимый уровень предоставления услуг. Находясь внутри, мы зачастую не осознаём, что для страны такого размера и объёма рынка лидеры электронной коммерции предоставляют сервис на уровне передовых мировых стандартов", — подчёркивает Александр Лебедев.