С петербургского рынка уходят последние иностранные компании, планировавшие это сделать.
В отличие от Hyundai немецкий производитель бытовой техники Bosch не делал публичных заявлений о продаже площадки в Стрельне, хотя, по данным инсайдеров, переговоры также уже на завершающем этапе.
Обе компании являются одними из последних иностранных промышленников в Петербурге и, вероятно, последними из тех, кто хотел уйти из РФ.
Как рассказали "Деловому Петербургу" в Nikoliers, в городе и области ещё остались 3‒4 крупных промышленных объекта, по 15‒20 тыс. м2 каждый, которые принадлежат иностранцам, однако пока эти объекты не планируется продавать.
Ушли по-корейски
В отличие от других петербургских автозаводов Nissan и Toyota продажа Hyundai сильно затянулась. Однако по сравнению с коллегами по отрасли корейская компания вложила в развитие производства куда более значительные средства. Помимо основной площадки был открыт также завод двигателей и куплен участок бывшего завода General Motors в Шушарах, где производство не успели наладить.
Видимо, Hyundai было непросто расстаться с этими активами. По данным корейских СМИ, сумма сделки составит всего 10 тыс. рублей, однако ситуацию скрасит возможность обратного выкупа.
"Hyundai и Kia в том числе благодаря этому предприятию завоевали лидирующие позиции на рынке России. Автомобили, которые выпускались на этом заводе входили в топ-5 самых популярных машин в стране. Когда достигаешь каких-то результатов, то довольно сложно от них отказаться", — отмечает автоэксперт Денис Гаврилов.
ООО "Арт-Финанс" называлось в качестве претендента на активы автопроизводителя ещё летом, а в ноябре источники на рынке сообщали о планах компании продолжить на заводе сборку Solaris, Rio и Creta, но под китайской маркой GAC. Вероятно, появление третьей стороны также повлияло на длительность переговоров.
"С китайцами тоже всё непросто. Компания не должна быть крупным поставщиком за рубеж, особенно в Европу и Америку, чтобы она не сильно пострадала от вторичных санкций", — полагает доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
Ещё одним вариантом может стать коллаборация с другой китайской маркой BAIC, уже имеющей на родине опыт совместного с Hyundai выпуска кроссоверов и седанов. Марок, выпускавшихся в Петербурге, у китайского завода нет, зато есть те, которые планировалось собирать в Шушарах, пишет Гаврилов в своём телеграм-канале AutoRun SPb.
В то же время эксперт скептически оценивает перспективы возобновления производства и продаж корейско-китайских машин. Тот же "Арт-Финанс" с мая не может запустить бывший завод Volkswagen в Калуге, собственником которого стал. А объёмы продаж уже работающих заводов, где производят китайские авто, не доходят до заявленных планов выпуска.
"Я думаю, китайские Hyundai будут востребованы в таксопарках, у которых сейчас проблема в заполнении машинами сегмента "эконом". Для розничного клиента, я не уверен, что это подойдёт. Он итак "Москвич" и Evolute с трудом покупает, а тут вроде известный бренд, но с другим логотипом. Мне кажется, наши покупатели к такому пока не привыкли", — считает Гаврилов.
Турки вместо китайцев
Ситуация же с продажей завода Bosch примечательна сменой возможного собственника, а значит и марок будущей продукции. Изначально на предприятие претендовала китайская Hisense — её продукция уже представлена на отечественном рынке и хорошо известна в мире.
Однако предпочтение, судя по всему, отдано турецкому инвестфонду Can Holding. По поводу решения высказывалось несколько соображений. По словам учредителя компании Jacky’s (выпускает бытовую технику) Гусейна Иманова, Hisense вышла из переговоров, поскольку турки готовы заплатить вдвое больше.
Артём Голубев предполагает, что китайской компании предложили менее интересные условия, однако в таком случае получается, что продавец сознательно сделал ставку на другого покупателя.
"Для Hisense могли быть предложены менее выгодные условия, чем для турецких инвесторов, из-за того, что немецкие производители всячески пытаются оградить китайских конкурентов от своих технологий. К турецким производителям отношение в Европе все же другое. Кроме того, турецкие заводы технологически ближе к немецким, и они могут более полно использовать разработки Bosch для выпуска своей продукции", — комментируют ситуацию в поставщике бытовой техники "Марвел-Дистрибуция".
Как рассказал источник "Коммерсанта", Can Holding хочет запустить производство холодильников, стиральных машин и встраиваемой техники под собственными брендами Awox, Seikon, Telefox и Energia. Эти бренды пока широко неизвестны российскому потребителю. "ДП" при поиске в интернете нашёл только несколько приборов Awox на "Озоне".
Ничего про эти бренды не знают и в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК. При этом там отмечают, что в целом турецкая техника давно присутствует в российских магазинах, а такие марки как Beko, Vestel и Grundig хорошо знакомы покупателям.
"Помимо национальных брендов, на турецких заводах производится по OEM-модели продукция известных брендов из других стран, таких как Bosch. Турецкая бытовая техника традиционно относится к товарам низшей ценовой категории, спрос на которые сейчас в России вырос из-за снижения покупательской способности и роста курса валют. Это простая, надежная, недорогая техника, выполняющая свои основные функции", — резюмируют в "Марвел-Дистрибуции".