Российский рынок электромобилей в 2023 году показал почти пятикратный рост, но в общей массе доля продаваемых электрокаров до сих пор остаётся скромной.
В прошлом году в России продано чуть более 14 тыс. новых электромобилей, сообщило аналитическое агентство "Автостат". За год рынок увеличился в 4,7 раза: в 2022–м россияне купили 3 тыс. электрокаров. А относительно 2021 года объём реализации машин на электротяге вырос в 6,2 раза.
Такую впечатляющую динамику обеспечивает сохраняющаяся низкая база: доля электротранспорта на дорогах страны до сих пор остаётся мизерной. Для сравнения: по данным "Автостата", всего в 2023 году в России продано 1,06 млн легковых авто. Таким образом, на электромобили приходится чуть более 1,3% рынка.
Первую позицию по продажам EV занимает китайский бренд Zeekr с 3,7 тыс. проданных машин в 2023–м. Следом (2 тыс.) идёт отечественный бренд Evolute, под которым липецкий "Моторинвест" реализует китайские Dongfeng. Также в пятёрку лидеров вошли германский Volkswagen (2 тыс. проданных машин), американская Tesla (1,2 тыс.) и китайский Voyah (674).
В декабре 2023–го в России продано 1,9 тыс. электромобилей, более половины продаж пришлось на модели Zeekr. Интересно, что электрическая версия "Москвича" (копия JAC iEVs4) не пользуется значительным спросом. Так, в последний месяц 2023–го продано 212 новых электрических седанов Evolute i–Pro и только 42 машины "Москвич 3e".
При этом у Evolute есть все шансы наверстать отставание в объёмах продаж от конкурентов из КНР, полагает председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Она отмечает, что почти весь год российский бренд предлагал модели среднего и экономсегментов, в которых покупатели менее требовательны к новым технологиям. Но сейчас появляются и свежие электрокары, например кроссовер i–Sky.
"Если мы говорим о Zeekr — здесь люди хотят технологий, потому что это тоже “гаджет на колёсах”. А модели, которые были у Evolute, больше нацелены на каршеринг и такси, где рынок не приобрёл такого количества транспорта, так как зарядная инфраструктура ещё недостаточно развита для полноценного использования в коммерческих целях", — рассуждает эксперт.
В этом году к российским игрокам рынка электрокаров добавится калининградский "Автотор", который разрабатывает компактную модель "Амбер". А в 2025 году на мощностях завода "Москвич" обещают начать выпуск электромобилей "Атом".