Суд в Петербурге обязал структуру Минобороны проводить конкурентные закупки

Автор фото: Сергей Ермохин /" ДП"
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отклонил иск ФГУП "Главное управление специального строительства" (ГУСС, подведомственное министерству обороны РФ предприятие) к петербургскому управлению Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Военные строители оспаривали решение и предписание ведомства, обязавшего их скорректировать положение ФГУП о закупках.
Поводом к проверке и последующим указаниям антимонопольщиков стала жалоба екатеринбургского ООО "Модуль", поданная летом 2022 года. Как следует из материалов дела, Минобороны утвердило типовое положение о закупках, на основании которого подведомственные предприятия разработали собственные. Управление, изучив документы министерства и ФГУП, обнаружило: положение о закупках ГУСС нарушает ч. 1 ст. 17 федерального закона "О защите конкуренции" (антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений).
По мнению антимонопольщиков, более десятка оснований для закупок, включённых ФГУП в свою документацию, ведут к ограничению конкуренции: они позволяют проводить закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях предприятия без проведения конкурентных процедур. К примеру, позиция в типовом положении Минобороны расширена в документации ФГУП подпунктом, позволяющим проводить безальтернативную закупку у завода — изготовителя продукции. Так, в 2020 году военные строители дважды приобретали трансформаторные подстанции у одного и того же производителя, хотя в стране такую продукцию выпускают более 90 компаний, следует из материалов арбитражного дела.
ФГУП разрешило себе, в отличие от Минобороны, проводить закупку по особым обстоятельствам у единственного поставщика, если приобретается продовольствие для обеспечения работников заказчика и его субподрядчиков горячим питанием. Аналогичная процедура может использоваться при закупке нефтепродуктов, медицинского обслуживания персонала, санаторно–курортного отдыха, обучения и т. д. Всего 21 пункт.
Согласно положению ГУСС, закупки у единственного поставщика на высококонкурентных рынках могут проводиться в связи с возникновением "срочной неотложной потребности заказчика" — к примеру, при организации деловых поездок работников ФГУП по России и за её пределами, поставке новогодних подарков, работах по благоустройству и озеленению, поставках и сопровождении системы "Консультант плюс". Хотя, по мнению УФАС, эти категории подпадают под понятие "постоянных (возобновляемых) закупок", которые планируются заранее, и возникновение срочной потребности в них маловероятно.
В январе 2023 года УФАС выдало военным строителям предписание: уточнить ситуации возникновения оснований для использования закупки у единственного поставщика и отменить использование данного способа при закупках на высококонкурентных рынках.
ФГУП не согласилось с таким решением и обжаловало его в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти в марте прошлого года. Суд отказался удовлетворить претензии военных строителей. "Действия предприятия по включению в положение о закупках случаев закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках, в отсутствие на то объективных причин и без соответствующего обоснования, правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение запрета, предусмотренного ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции", — указал суд.
Военные строители на запрос "ДП" не ответили. А в пресс–службе УФАС рассказали, что ФГУП отчиталось об исполнении предписания ведомства. "Управлением проведён анализ новой редакции положения о закупках ФГУП “ГУСС“, на основании которого установлено исполнение предписания в полном объёме", — добавили в управлении.
"В настоящее время у большинства компаний положение о закупках содержит широкий перечень оснований для заключения договоров с единственным поставщиком, — отмечает адвокат консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Дмитрий Павловский. — Некоторые товары, работы и услуги заказчики по объективным причинам должны закупать без проведения торгов, поскольку в них отдаётся приоритет потребностям заказчика или отсутствует ущерб для конкуренции. Принципиальный отказ от включения в положение о закупках возможности в определённых случаях проводить закупки у единственного поставщика может значительно усложнить текущую деятельность заказчика".
Антимонопольный комплаенс, снижающий для бизнеса риски нарушений, пока не получил повсеместного распространения, в том числе и в сфере крупнейших заказчиков, которые в определённой доле могут фактически устанавливать свои требования к поставщикам на грани соответствия конкурентным нормам, полагает юрист практики строительства и недвижимости Versus.legal Надежда Кузнецова. "Так, большие риски увидеть спорные положения о закупках есть у крупнейших предприятий и ведомств, ведущих повышенно значимую деятельность, — это оборона, безопасность, медицина, культура, обеспечение функционирования высших органов государственной власти", — добавляет эксперт.
По её словам, в положении о закупках ФГУП имеется целый ряд спорных пунктов и несоответствие антимонопольному законодательству налицо. "Радует, что, несмотря на сильную позицию особого заказчика — министерства обороны и связанную с ним специфику деятельности его дочернего предприятия, суд анализировал каждый пункт положения о закупках и оценивал его на соответствие такой специфике".