Проблеме обмеления прудов в парках Пушкина уже более 100 лет. Пути её решения просматриваются, но сроки пока неизвестны.
На 2024–й запланированы инженерные изыскания и разработка проектной документации по очистке трёх водных объектов Екатерининского парка Пушкина — это Лебяжьи прудки, Верхние прудки и Продольные прудки. Водоёмы — искусственные, образующие водную систему с целым рядом островов между Китайской деревней и Большим прудом. Сейчас они довольно мелкие, с высокой степенью эвтрофикации из–за слабой проточности и накопления органики в донных отложениях. Запланированные дноуглубительные работы вернут искусственным озёрам первоначальный внешний вид и глубину, а изъятие накопленного на дне ила поможет сделать их чище.
Впрочем, обновление этих прудов лишь часть шагов, которые необходимо сделать для восстановления гидросистемы Пушкина. Помимо дноуглубления необходимо усилить ток воды — это главная проблема паркового комплекса Царского Села, без решения которой все остальные действия могут только частично и лишь на время улучшить ситуацию.
Дело не только в эстетике шумящих водопадов. Любой пруд похож на большой аквариум, природные процессы в нём должны саморегулироваться, так как никто чистить его раз в несколько дней не будет. Без постоянного и достаточного протока воды пруды рискуют превратиться в болото.
Вопросу снабжения водой парков, по которым в своё время любил гулять Александр Пушкин, почти столько же лет, сколько самой царской резиденции. Однако гидросистема всемирно известных парков ещё никогда не находилась в таком плачевном состоянии, как в последние десятилетия. Какие есть варианты решения проблемы?
Как Царское Село обеспечивалось водой до Октябрьской революции
Царскосельские парки создавались одновременно с загородными резиденциями представителей российской императорской фамилии. Местность, где возводились дворцы, обладая существенным перепадом высот, не могла похвастаться развитой гидрологической сетью. Поэтому её решено было создать искусственно. В XVIII–XIX веках вокруг дворцов было создано множество прудов и каналов, образовавших сложную гидрологическую систему.
Водоёмов и водотоков стало больше, но местные ручьи не стали от этого полноводнее. Прежний расход распределился между новыми объектами, что замедлило водообмен и уменьшило скорость течения. Очевидно, что без дополнительного притока пруды и каналы превратятся в застойные водоёмы. Поэтому для улучшения параметров гидросистемы были использованы внешние источники.
Первоначально подпитка шла с помощью Виттоловского водовода, но он не обеспечивал нужного объёма. Позже был построен ещё один аналогичный по предназначению, но куда более полноводный и технически сложный объект, получивший название Таицкого. Оба водовода берут начало от выхода подземных ключей. Первый — от родников, находящихся между нынешним посёлком Малое Карлино и Волхонским шоссе, второй питается, как следует из названия, водой из Тайцев.
При прокладке первого водовода была применена достаточно экзотическая по тем временам технология строительства. Дно и откосы утрамбовывались синей глиной для минимизации водных потерь. Кроме того, в сочетании с глиной использовались отмостки из булыжников. В дальнейшем аналогичным образом строились и другие водные объекты парков.
Таицкий водовод является памятником инженерной мысли. На период строительства по условиям его создания и исполнению он не имел себе равных как объект водоснабжения. Вода из ключей собиралась в Таицком пруду и шла самотёком по системе тоннелей и каналов.
Родниковые воды, текущие по подобным образом оборудованным водоводам, были гораздо прозрачнее характерных для данной местности болотистых железистых "чёрных речек". Подобная система подпитки обеспечивала высокую проточность в гидросистеме. За год вода в прудах полностью обновлялась 4 раза.
Сейчас питание водной системы осуществляется за счёт атмосферных осадков, которых, естественно, недостаточно. Особенно наглядно это демонстрируют плотины и каскады Екатерининского парка, по которым видно, что они рассчитаны на гораздо больший расход воды.
Как планируется решать проблему
Самым логичным шагом для подачи воды в парки было бы восстановление исторически существующих водоводов.
Однако Виттоловский водовод даже в далёком прошлом не обеспечивал необходимую проточность водной системы. Восстановление же Таицкого водовода было бы оптимальным решением, но данный вариант трудноосуществим по целому ряду обстоятельств.
Водовод был проложен по подземной галерее. С момента первоначальной прокладки на пути трубопровода были построены Киевское шоссе и железная дорога на Гатчину. Скорее всего, восстановить данный водовод технически уже невозможно. Теоретически же возможность подать воду от ключей по трубопроводу сохраняется.
Но есть другая сложность: территория, где проходил водовод, находится в собственности целого ряда землепользователей и не у всех из них имеются соответствующие обременения на принадлежащие им участки.
И наконец, самое главное препятствие заключается в том, что и у Таицких ключей уже есть потребители. Чтобы воду получили парки, она должна быть изъята у нынешних пользователей. Что, естественно, невозможно.
При сложившихся обстоятельствах единственным юридически и технологически наиболее простым решением будет запитать пруды водой из Невы. Плюсом такого варианта является отсутствие необходимости тянуть дополнительные водоводы и водопроводы. Все необходимые инженерные сооружения уже существуют. По большому счёту необходимо только осуществить технологическое подключение. Но данный вариант довольно накладный.
Потребление, обеспечивающее обновление воды 4 раза в год, рассчитано на расход Таицких ключей в зависимости от сезона в объёме 70 литров в секунду. Если обновлять один раз в год, то 10–33 литра в секунду. В итоге потребуется 150–350 тыс. м3 в тёплое время года. При стоимости 1 м3 холодной воды 40 рублей получаем ежегодные расходы в размере 6–14 млн рублей. В нынешних ценах.
Когда подадут воду в пруды
Такой вариант выхода из "водного тупика" стал обсуждаться после неоднократных сигналов о проблеме со стороны Государственного музея–заповедника "Царское Село". К делу подключились и активисты.
“
"Музей не один год бил во все колокола, так как в одиночку мы при всём желании не в состоянии решить проблему обводнения царскосельских парков — она связана с отсутствием собственных источников водоснабжения. И за последние 100 лет, после разрушения главной водоподводящей магистрали — Таицкого водовода, ситуация значительно ухудшилась. Назрела острая необходимость разработки комплексного проекта восстановления гидротехнической системы и обводнения наших парков", — говорит заместитель директора по реставрации ГМЗ "Царское Село" Наталья Кудрявцева.
По её словам, в 2021 году ситуация сдвинулась с мёртвой точки после того, как содействие в решении проблемы пообещал оказать зампред правительства Дмитрий Чернышенко. Профильным и государственным органам было дано поручение оказать помощь ГМЗ "Царское Село" в решении проблемы водоснабжения.
Тогда интенсифицировалась исследовательская деятельность. Для поиска оптимального варианта прорабатывались все альтернативные сценарии. В частности, были привлечены силы ФГБУ "Государственный гидрологический институт".
"При деятельной помощи учёных и государственных органов был разработан алгоритм возвращения паркам прежнего водного изобилия. Но говорить о каких–то точных сроках сложно: такая задача, даже при условии идеально согласованного взаимодействия разных ведомств и наличии бюджетного финансирования, не может быть решена быстро", — считает Наталья Кудрявцева.
Возможная альтернатива
Решения с наполнением водной системы невской водой касаются не всех водных объектов ГМЗ. Протекающая через Баболовский и Александровский парки река Кузьминка в этом плане самодостаточна.
Однако за последние 200 лет она тоже изменила свои количественные и качественные характеристики.
Стоит отметить, что вариант с подпиткой водной системы Екатерининского парка водами Кузьминки тоже рассматривался. Предполагалось создать водохранилище на участке между Баболовским дворцом и Красносельским шоссе. Однако исследования показали, что расход воды в реке недостаточен для решения проблемы.
Кроме того, ввиду небольшого перепада высот воду из планируемого водохранилища придётся перекачивать, что также увеличивает стоимость проекта.
У специалистов вызывает опасения будущее этой реки, ведь в её верховьях возводится город–спутник Южный.
Количество и качество речных вод находится в зависимости от состояния водосбора. В момент создания Ламских прудов (расширенные участки Кузьминки) леса и болота составляли куда больший процент водосборного бассейна, чем сейчас, и, соответственно, обеспечивали более равномерный по временам года сток.
Кроме того, создание ряда хозяйственных и линейных объектов привело к изменению конфигурации водосбора. Строительство же целого города несёт экзистенциальную угрозу для расхода и химического состава вод.
Стоит отметить, что рассматривался, но так и не вылился в какие–то практические решения вариант с использованием сточных вод от Южного для увеличения дебита Кузьминки.
При таком сценарии дополнительные воды могли бы быть использованы для подпитки водной системы всех пушкинских парков.
В случае отработки такого варианта создание водохранилища рядом с Баболовским парком снова может рассматриваться как актуальное. Сам водный объект может стать дополнительным геохимическим барьером для очистки воды перед попаданием вод реки в границы ГМЗ "Царское Село".
Кроме того, появление нового водного объекта поможет снизить нагрузку на исторические парки через перераспределение рекреантов в созданной вокруг водохранилища зоне отдыха.
Впрочем, пока говорить о выборе какого–то окончательного варианта решения проблемы водоснабжения пушкинских парков преждевременно.