К началу 2024 года поднялась очередная волна споров о судьбе метро в Кудрово. Станцию всё ещё обещают построить, хотя сроки плавающие: от 2027 до 2029 года.
Раньше предполагалось, что проектную документацию Кудрово разработают примерно за два года. Однако в середине января стало известно, что проектирования станции метро "Кудрово" нет в плане закупок "Метростроя Северной столицы" на 2024 год.
Эту информацию прокомментировал Александр Дрозденко, отметив, что Ленобласть прилагает все усилия, чтобы станция появилась к 2027 году. В декабрьской конференции назывались более плавающие сроки, 2027–2029 годы. Для строительства станции необходимо софинансирование федерального бюджета и, возможно, оно стало камнем преткновения.
Председатель областного комитета по транспорту Михаил Присяжнюк напомнил, что в 2013 году правительства Петербурга и Ленинградской области заключили соглашение о сотрудничестве в сфере развития метрополитена, и соглашение на данный момент действует. Кроме того, в генеральном плане Петербурга строительство станции метро в Кудрово отнесено к мероприятиям первой очереди.
“
"Рыночная стоимость всего проекта составляет порядка 73,5 млрд рублей, и было соответствующее обращение к правительству Российской Федерации о том, чтобы предусмотреть целевые субсидии на реализацию этого проекта из федерального бюджета Петербургу. Именно Петербургу, потому что всё-таки метрополитен является объектом города, а область только передаёт земли под реализацию данного проекта. Ленобласть взяла на себя все кадастровые межевые вопросы и уже реализовала их. Уже изъяты земли государственного Лесного фонда", — рассказал Михаил Присяжнюк.
Также председатель комитета добавил, что Минтранс России концептуально поддерживает возможность предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию этого проекта. В ближайшей перспективе будет разработана проектная документация. Комитет взаимодействует с КРТИ Петербурга по предпроектной документации. Она уже разработана и даже получила положительное заключение Госэкспертизы.
Представители "Метростроя Северной столицы" объяснили, что содержание и возможные корректировки производственной программы зависят от множества факторов, одним из которых будет являться потребность и запрос технического заказчика на плановый период, а также АИП.
"Решение имущественно-правовых вопросов, связанных с размещением объекта метрополитена, будет производиться после завершения разработки проектной документации. Плановый срок её разработки — два года", — добавила пресс-служба компании.
Кому выгодно метро в Кудрово
Метро — это необходимость для мегаполиса и городов-спутников, а вот его экономическая выгода сомнительна ещё с 2019 года. Тогда Минтранс России выяснил, что только в одном городе метрополитен не был убыточным. И этот город Москва. Причём в том же году чистая прибыль петербургского метро выросла в шесть раз.
Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС Петербурга, кандидат экономических наук Владимир Николаев предполагает, что при текущей системе налогообложения развитие районов Петербурга на территории Ленинградской области лишено смысла для самой области. Поскольку подавляющее большинство трудоспособного населения трудится в Петербурге и там же платит подоходный налог. Исходя из этого, эксперт отмечает, что интереса в усиленном развитии инфраструктуры этих поселений крайне мало, к тому же в Кудрово нет больших промышленных объектов.
“
"Федеральный центр последние года крайне неохотно финансирует и софинансирует развитие метрополитена в городах миллионниках, за исключением случаев, когда проходят значимые мероприятия, такие как чемпионат мира по футболу, а вероятность такого события в Кудрово равна нулю. Поэтому ожидать финансирование со стороны федерального центра не стоит", — резюмирует эксперт.
Что общего у станций "Кудрово" и "Театральная"
Для Петербурга "Кудрово" лишь одна из станций, запланированных на ближайшие годы. По новому Генплану количество станций метро должно увеличиться с 84 до 204.
Ближе всего к завершению "Горный институт" (III квартал 2024 года) и "Путиловская" с "Юго-Западной" (IV квартал). В 2024-м же начнут проектировать участки Лахтинско-Правобережной линии и Красносельско-Калининской линии. На 2025 год тоже есть планы, 27,3 млрд рублей перенесли на строительство метро "Казаковская" до "Обводного канала 2" на коричневой линии.
Здесь вспоминается другая станция, "Театральная", строительство которой сопровождалось забастовками рабочих, и сдвинутыми сроками открытия из-за несвоевременной закупки комплектующих и несвоевременной сборки щита для проходки наклонного хода станции метро "Горный институт". Последнее произошло в 2018 году и тогда запуск станции отложили на два года. А это всё же станция в центре города. Её строительство теперь должно закончиться в 2024-м, а завершить возведение вестибюля на Лермонтовском проспекте планируют к 2026 году. То есть на год раньше, чем оптимистичный срок сдачи "Кудрово". Возможно, альтернативные варианты транспорта могли бы появиться в городе-спутнике гораздо раньше.
Кудрово. Утренние пробки на выезд из района.
Спасёт ли метро Кудрово
По данным на начало 2023 года в Кудрово жили 64,9 тыс. человек. Конечно, за год их количество выросло, но и эта цифра внушительная. Жители микрорайона часто жалуются на пробки и долгую дорогу от дома и практически куда угодно. На первый взгляд кажется, что подземка решит все проблемы, но в реальности всё сложнее. Эксперты говорят, что вместе с метро необходимо развивать и наземные дороги.
“
"Если не создать параллельно с метро инфраструктуру общественного альтернативного транспорта, которая растянет доступность станции как можно шире, ей сможет пользоваться только пятая часть жителей района из близлежащих домов. Хорошим решением также стало бы создание сети выделенных полос для общественного транспорта", — подчеркнул директор факультета умных городов Университета "Синергия" Олег Шутенко.
С ним согласен Владимир Николаев, который напоминает, что сейчас станцию предполагается открыть в полутора километрах от жилого массива, и пока что развитой дороги к ней нет. Сколько потребуется для строительства удобных дорог и тротуаров — вопрос открытый.
Альтернативой сложному и дорогому метро могли бы стать современные трамваи или автобусы-экспрессы. А также дополнительный съезд во внутреннее кольцо КАДа. Даже обустройство удобных пешеходно-самокатных дорожек к метро "Улица Дыбенко" было бы экономически целесообразным, уверен Владимир Николаев. От Кудрово до уже существующего метро меньше двух километров по прямой, но преодолеть это расстояние сейчас не так уж просто.
Но есть и другая точка зрения. Профессор кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС в Петербурге, доктор социологических наук Альбина Бесчасная указывает, что жителю не важно, на чём он будет ежедневно ездить на работу или на учёбу — на метро, на трамвае, на автобусе. Транспорт должен быть бесперебойным, быстрым, экономным и безопасным. И этим критериям лучше всего отвечает метро.
“
"Также в пользу метро говорит тот факт, что начало строительства метро Кудрово уже заложено. Выполнены не то, что проектные работы, но и большая часть подземных разработок, которые были законсервированы в 90-е годы прошлого века. Поэтому в настоящее время, с точки зрения "замены", целесообразной альтернативы метро нет. Скорее надо говорить о том, что скоростной трамвай должен быть предоставлен жителям Кудрово наряду с метро, чтобы они имели возможность выбирать маршрут, оптимизировать временные ресурсы", — говорит Альбина Бесчасная.
По словам Михаила Присяжнюка, помимо станции метро Кудрово предусматривается строительство автовокзала на этой территории.
"Мы можем пустить автобусы к новой станции метро и предлагать пассажирам не ехать дальше, к станции метро "Дыбенко", а предложить им выходить уже у "Кудрово". Рядом проходит железнодорожная ветка и можно организовать историю с городской электричкой. Подъезд к Кудрово уже реализуется на развязке с Мурманским шоссе", — уточнил председатель комитета по транспорту Ленинградской области.
Что думают жители
Ожидаемо, вести о метро в Кудрово вызвали горячие дебаты в местных чатах. Можно было бы предположить, что все жители с нетерпением ждут строительства, но нет. Кто-то отметил, что вопрос с детскими садами и школами стоит гораздо острее. Также комментаторы посетовали на нехватку детских и взрослых поликлиник.
С ними спорили люди, ожидающие новую станцию метро и уставшие стоять в пробках в часы пик. Участники обсуждений напомнили, что время остаётся самым ценным и невосполнимым ресурсом.
Не обошлось и без язвительных реплик о "метро обещали построить, ещё когда я только родился". И ведь, действительно, обещали.
Следующую станцию после "Улицы Дыбенко" начали проектировать и строить ещё в 1980-х годах под рабочим названием "Народная". Однако в конце 1990-х годов строительство заморозили из-за нехватки денег. Исследователи петербургского метрополитена, которые видели законсервированные тоннели, рассказывали, что тоннели располагаются так, что вестибюль будет примерно в районе "Мега-Дыбенко". В 2013 году "Деловой Петербург" писал, что от станции "Улица Дыбенко" построен только один тоннель, который продолжит один из путей четвёртой линии.
Следующую станцию после "Улицы Дыбенко" начали проектировать и строить ещё в 1980-х годах под рабочим названием "Народная". Однако в конце 1990-х годов строительство заморозили из-за нехватки денег. Исследователи петербургского метрополитена, которые видели законсервированные тоннели, рассказывали, что тоннели располагаются так, что вестибюль будет примерно в районе "Мега-Дыбенко". В 2013 году "Деловой Петербург" писал, что от станции "Улица Дыбенко" построен только один тоннель, который продолжит один из путей четвёртой линии.