К аэропорту Пулково собираются устроить подъезд с юго–запада Петербурга. Правда, в довесок к дороге идёт промзона, которая займёт территорию вокруг аэропорта.
Аэропорт в черте города, как в Петербурге, — это удобно для пассажиров. Но есть в таком соседстве и проблемы. В частности, то, что огромная городская территория (а площадь Пулково составляет около 1250 га) оказывается исключена из улично–дорожной сети, а сеть эта — разорвана.
Как проехать к Пулково
Ныне подъезд к аэровокзалу возможен только с Пулковского шоссе. Хотя своим лётным полем аэропорт выходит к Кировскому и Красносельскому районам, добраться из них до пассажирского терминала не так просто, особенно на общественном транспорте.
Как сообщал "ДП", только недавно туда запустили автобус–экспресс от станции метро "Проспект Ветеранов". Он идёт по Дачному пр. и по кольцевой дороге, откуда съезжает опять же на Пулковское шоссе. До запуска этого маршрута жителям юго–запада приходилось добираться в аэропорт со сложными пересадками. Но и нынешний путь не самый быстрый. Как отмечалось в обосновывающих материалах генерального плана Петербурга, в среднем продолжительность поездки из центра города до аэропорта составляет около 60 минут. При этом, например, от администрации Красносельского района на Петергофском шоссе, по данным "Яндекс.Карт", ехать до аэропорта около 1 часа 20 минут.
Исторически, с 1830–х годов, по нынешней территории аэропорта проходило Пулковско–Петергофское шоссе длиной около 11 км (что составляло около часа езды дилижансом от усадьбы Лигово до Пулковской горы). Но оно перестало существовать в 1970–е годы в результате строительства терминала Пулково–1, отмечается на краеведческом сайте "История Лигово". Таким образом, межрайонная связь исчезла.
Ныне со стороны юго–запада Петербурга есть подъезд к аэропорту Пулково, организованный в виде съезда с кольцевой дороги. Но только служебный. Долгое время он был безымянным, а недавно получил название Ново–Койровское шоссе, по имени одного из располагавшихся некогда в здешних местах селений (деревни Новое Койрово). Этим шоссе, как считается, пользуются важные государственные люди на машинах с мигалками.
Как пойдёт новая дорога в Пулково
Между тем утверждённым недавно генеральным планом "в зоне влияния аэропорта Пулково и нежилой зоне Предпортовая–3" (о ней — дальше) предусмотрено создание новой дороги вокруг аэропорта, по которой можно будет попасть к существующему аэровокзалу, минуя Пулковское шоссе. То есть у подъездной дороги к терминалу перед Пулковским шоссе появится ещё один перекрёсток — с новой окружной дорогой.
В проекте эта дорога разделена на две части — "магистраль от Волхонского шоссе через производственную зону Предпортовая–3 до Толмачёвской ул." (она, заметим, прочерчена не только через поля и пустыри, но и через огородничества на задворках Авиагородка) и "магистраль от дороги в аэропорт до Волхонского шоссе с путепроводом над дорогой в аэропорт". Общая длина новой окружной магистрали составит около 17 км.
Помимо выездов на пригородное Волхонское шоссе (возле посёлка Новогорелово и по соседству с Южным кладбищем) у этой планируемой к постройке окружной дороги предусмотрены две связи с городской застройкой юго–запада. Во–первых, трассу соединят путепроводом с жилыми районами возле парка Александрино. Во–вторых, выезд собираются продолжить за КАД до уже упоминавшегося Ново–Кайровского шоссе. Всё это запланировано "преимущественно на расчётный срок генерального плана". То есть до 2040 года.
Таким образом, новая трасса как бы возьмёт на себя функцию утраченного Пулковско–Петергофского шоссе. Актуальности ей могут добавить планы по созданию в аэропорту Пулково транспортно–пересадочного узла с автобусной станцией (автовокзалом), которые, как сообщал "ДП", заложены в концепцию развития аэропорта и прорабатываются сейчас городскими комитетами.
При этом предусмотренных на объездной дороге выездов в город может оказаться недостаточно. Ведь у планов по дорожному строительству есть и коммерческая составляющая. Вдоль этой трассы к северо–западу от аэропорта распланирована производственная зона "Предпортовая–3" площадью 970 га. Это часть большого проекта по продаже и освоению тысяч гектаров вокруг аэропорта, запущенного Смольным ещё в 2000–х годах и отчасти уже реализованного.
В "Предпортовой–3" предполагается расположить предприятия информационно–телекоммуникационного сектора, производство электронного и оптического оборудования и другие компании. Лишь на глиссаде, в створах взлётно–посадочных полос, оставят незастроенные участки.
Среди крупных резидентов, по данным комитета по инвестициям, числится вертолётный центр "Хели драйв".
Также здесь планировалось построить значительного размера оптовый продовольственный рынок "Агрополис". Но в 2021 году инвестор, ООО "Агрополис Северо–Запад", столкнулся с банкротством.
Тем не менее, скорее всего, найдутся другие резиденты, и новые выезды из аэропорта вполне могут обернуться новыми пробками.
Какой транспорт запустят в Пулково
Впрочем, по задумке, развитием автомобильного транспорта дело не ограничится. Также с запада к аэропорту планируется продолжить Кировско–Выборгскую линию метро от "Проспекта Ветеранов", которая затем пойдёт в Пушкин. Кроме того, предполагается, по генеральному плану, проложить железнодорожную линию через аэропорт (на этот раз не вокруг, как автомобильную дорогу, а напрямик, со строительством тоннеля) от Ульянки к станции Шоссейная на Варшавской железной дороге. В перспективе через этот тоннель запустят городские электрички по маршруту Ораниенбаум — Пулково — Белоостров.
Дополнительные подъезды к аэропорту до последнего времени были на периферии внимания в сравнении с проектами по связи Пулково с центром (помимо метрополитена в числе таких проектов фигурировали скоростной трамвай и аэроэкспресс, но не сквозной, как описано выше, а тупиковый). В материалах генплана говорится про "отсутствие удобного и быстрого транспортного сообщения аэропорта Пулково с центральным коммуникационным районом Санкт–Петербурга". Также широко освещались планы подключения аэропорта к трассе М–11 "Нева" Петербург — Москва посредством организации дополнительного съезда (он на стадии проектирования).
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин в комментарии "ДП" отметил, что и выезд из аэропорта в юго–западную часть города был бы не лишним для повышения связности улично–дорожной сети города и её дублирования возле важного объекта.
Что касается общественного транспорта, наиболее важна заложенная в генплан рельсовая связь сквозной электричкой, рассуждает эксперт.
"Метро тоже неплохо, но в нашем случае его нереально реализовать за умеренные деньги без ухудшения сервиса существующим пассажирам", — добавил Валдин. Дело, отметим, в том, что на станции "Проспект Ветеранов" придётся устраивать развилку, что нетипично для петербургского метро.
Территории вокруг аэропорта могут застраиваться и развиваться, отметил в комментарии "ДП" архитектор и городской проектировщик Даниил Веретенников. Это не будет градостроительной ошибкой, каковой была, по его мнению, застройка вокруг обсерватории.
В пресс–службе управляющей компании аэропорта Пулково не стали комментировать планы по транспортному развитию, сославшись на то, что речь идёт не о территории самого аэропорта.
"ДП" направил вопросы в комитет по градостроительству и архитектуре.