Депутаты Законодательного собрания Санкт–Петербурга решили взяться за курьеров, которые не соблюдают ПДД и провоцируют возникновение дорожных инцидентов. Но инструментов влияния на ситуацию у города недостаточно.
Спрос на доставку еды и продуктов последние несколько лет постоянно растёт, соответственно и курьеров на улицах города становится больше. Многие из них передвигаются на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) — самокатах, велосипедах или скутерах. Так как оплата, как правило, зависит от скорости доставки заказа, курьеры нередко пренебрегают правилами ПДД. Это вызывает многочисленные жалобы со стороны других участников дорожного движения — как водителей, так и пешеходов.
Номер на сумке
На состоявшемся на этой неделе заседании постоянной комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры было решено обратиться в ГИБДД с просьбой организовать ежемесячные рейды по проверке соблюдения ПДД сотрудниками служб доставки, а также привлечь к контролю за курьерами Северо–Западную ассоциацию развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры (ассоциация "Пошли–поехали").
Как рассказал корреспонденту "ДП" депутат Алексей Цивилёв, предпринимателей, которые представляют курьерские службы (компании "Яндекс", "ВкусВилл", "Сбер", "Самокат"), депутаты попросили вписать в договоры с доставщиками пункт об ответственности, чтобы они сами штрафовали своих сотрудников за нарушения ПДД. "Прозвучала инициатива создать горячую линию для обращений. Компаниям предложили организовать внутреннюю систему и закрепить за каждым курьером свой номер. Он будет указываться крупным шрифтом на их одежде и сумках, чтобы в случае жалоб свидетели нарушения могли сообщать о том, какой конкретно сотрудник и где нарушил правила движения", — добавил Цивилёв.
Чаще всего аварии происходят, когда доставщики не спешиваются со средств передвижения в положенных местах или проезжают на красный свет. По итогам заседания комиссия ЗакСа сформировала проект решения. После внесения доработок депутаты сформируют текст постановления, где будут закреплены способы регулирования работы курьерских служб в части передвижения.
"Мы хотим выделить курьеров как отдельных участников дорожного движения. Сейчас их не отделяют от самокатчиков и велосипедистов, которые просто ездят по улицам, а нужно, чтобы их передвижение регулировалось отдельно. Мы не успеваем с нормативным регулированием за тем, как развиваются эти службы. Требуется взвешенное решение этих вопросов", — подчеркнул депутат Цивилёв.
Кроме прочего, было отмечено, что проблема не носит региональный характер. Аналогичные сложности наблюдаются и в Москве.
"ДП" направил запрос в ГУ МВД СПб и ЛО с просьбой прокомментировать перспективы внесения соответствующих изменений в ПДД.
Дай дорогу доставщику
Председатель совета ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин указывает, что активисты ещё до начала столь активного развития доставок и кикшеринга поднимали вопрос развития необходимой инфраструктуры.
"Сегодня в Петербурге есть выделенные участники для движения на велосипедах и самокатах, но они не связаны в единую сеть, не всегда управляющий СИМ может попасть с одной велодорожки на другую. Основная проблема в этом, она касается и курьеров. Если с тротуаров и с проезжей части все они перейдут на выделенную для них дорожку, это принесёт больше удобства всем участникам дорожного движения, не говоря уже о безопасности", — отмечает Мазеин.
Ассоциация "Пошли–поехали" также выступает за снижение максимально допустимой скорости до 50 км / час на магистральных улицах и до 30 км / час на прочих, где есть тротуары с пешеходами и уличная парковка. Кроме того, необходимо отменить нештрафуемый порог в 20 км / час. Эксперты ассоциации считают необходимым создать в городе постоянно действующий орган, объединяющий бизнес, исполнительную, законодательную власть и общество. Это позволило бы разрабатывать инициативы, которые устраивали бы все стороны.
На заседании комиссии ЗакСа представители компаний, работающих с курьерами, рассказали, что у них есть своя система обучения и контроля за соблюдением ПДД.
"Например, в “Яндексе” курьеры следят друг за другом на проблемных точках и могут остановить коллегу, предупредить его, что он нарушил ПДД. Тех, кто постоянно забывает о правилах, приглашают на дополнительное обучение. Мы такой подход приветствуем", — рассказал Константин Мазеин.
По его мнению, рабочей может стать и предложенная депутатским корпусом горячая линия, куда горожане смогут сообщать, если увидят нарушающего правила доставщика.
В пресс–службе "ВкусВилла", комментируя тему, отметили, что перед подключением к сервису каждый курьер проходит обучение правилам безопасности и ПДД. Для кураторов курьеров также проводится обязательное обучение.
"В 2023 году “ВкусВилл” заменил все электровелосипеды в велопарке внутренней аренды на велосипеды с указанным типом аккумуляторов. Прежде всего это позволяет существенно снизить пожарный риск, обеспечить безопасность для команды даркстора, покупателей и жителей городов", — добавили в компании. В компаниях "Яндекс" и "Самокат" на запрос "ДП" не ответили.