Корпоративные музеи помогают компаниям решать проблему кадрового голода и укрепляют бренд. Но в скором времени их может стать существенно меньше из–за законодательных изменений.
В Петербурге представили рейтинг национальной премии "Корпоративный музей", которая вручается с 2018 года. За 5 лет на конкурс поступило 525 проектов от 255 участников, а в реестр за все сезоны вошли 153 корпоративных музея. Всего у премии 16 номинаций, в которых оцениваются экспозиции и выставки, исследования, личный вклад и достижения отдельных сотрудников музея, мероприятия, фильмы и проекты: издательские, образовательные, профориентационные и другие.
Наследие Петра
На основе результатов конкурсов за все годы составляется рейтинг корпоративных музеев. Первый вышел в 2023 году, теперь же — второй. Оба раза на первое место выходил петербургский Музей железных дорог России, структурное подразделение Октябрьской железной дороги — филиала ОАО "РЖД". Второе место в 2024 году поделили Музей истории денег АО "Гознак" в Петербурге и музей "Магнезит" в городе Сатка Челябинской области. Ещё один участник из Петербурга — Музей истории и техники ПАО "Кировский завод" — занял 11–е место.
Всего в рейтинге представлен топ–25 корпоративных музеев, которые распределились по 12 местам. При расчёте рейтинга баллы начислялись за участие в конкурсах прошлых лет, призовые места в номинациях, а также информационную активность.
Кроме этого, впервые выпущен рейтинг информационной активности. В нём оценивались 70 музеев — участников Пятой национальной премии за 2023 год. В ходе анализа 1,5 тыс. публикаций СМИ в рейтинг вошли 20 музеев с высоким показателем по количеству упоминаний. Среди них только один музей из Петербурга — упомянутый Музей железных дорог России, 10–е место.
Рейтинг вышел в свет 24 января. Дата не случайная — в этот день в 1709 году по указу Петра I на базе Адмиралтейства было создано первое промышленное собрание России и, возможно, первый корпоративный музей — "Музей–камора", хранилище корабельных моделей, чертежей и инструментов для проектирования кораблей и подготовки моряков и корабельных мастеров.
За закрытыми дверями
"Корпоративные музеи, как правило, находятся в структуре предприятия — например, в составе отдела по связям с общественностью или отдела управления персоналом, — рассказывает директор национальной премии “Корпоративный музей” Наталья Нечаева. — Они существуют ради целей и задач организации, которую представляют, её коллектива".
Как правило, в корпоративных музеях мало сотрудников: один–два человека, часто без профессионального музейного образования. Со стороны государственных институций, у которых основная задача — культурно–просветительская, встречается высокомерное отношение к корпоративным коллегам. Некоторые специалисты и вовсе не считают такие собрания музеями. Также различаются оценки эффективности.
"Для государственных музеев один из основных показателей в плане — посещаемость, от этого зависит финансирование. В случае с корпоративным музеем об этом показателе речь не идёт. Если музей находится на заводе и рассчитан только на школьников — естественно, у него не будет этого критерия в оценке эффективности", — поясняет Наталья Нечаева.
Часто такие музеи бесплатны для посетителей, но попасть в них бывает непросто, так как находятся они на территории режимных предприятий.
Сколько всего корпоративных музеев в стране — неизвестно: их никто не считал и, в отличие от государственных, в реестры не вносил.
При этом Наталья Нечаева убеждена, что музей — один из главных носителей корпоративной культуры. "Многие компании сейчас говорят про устойчивое развитие. Наличие музея — один из показателей устойчивого развития предприятия. Это уважение. И, как правило, основная задача таких музеев — профориентация. Если мы возьмём, например, сибирские компании энергетического или нефтяного комплекса, там есть недостаток кадров. Идёт отток из небольших городов. Кто придёт на предприятие на смену? Компания не может решить эту проблему без дополнительных социальных институтов. И на передовой этого процесса стоит корпоративный музей, который начиная с яслей рассказывает про профессии и помогает с профориентацией. Особенно в небольших городах. Более того, в некоторых городах отсутствуют даже просто муниципальные музеи как очаг культуры. И корпоративный музей какого–нибудь монопредприятия становится для городского сообщества одним из культурных центров", — объясняет она.
Тем не менее у корпоративных музеев нередки проблемы с финансированием. Большая часть денег уходит на основные нужды предприятия. Музеи же порой воспринимаются владельцами компании как побочная история и обеспечиваются по остаточному принципу.
По новым правилам
Однако в ближайшем будущем корпоративных музеев в стране может стать значительно меньше. И дело вовсе не в массовых закрытиях.
Анатолий Константинов, председатель Российского творческого союза работников культуры, директор Музея истории кораблестроения и кораблестроительного образования при Санкт–Петербургском государственном морском техническом университете, напоминает, что 12 декабря 2023 года вышло дополнение к закону "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации", которое значительно расширило музейные функции. Одна из принципиальных особенностей заключается в том, что "взят курс на закрепление всех коллекций, всех единиц хранения в государственном реестре, и это в значительной степени даëт возможности сохранять музейные коллекции более профессионально, но, с другой стороны, это и станет серьëзной проблемой для корпоративных музеев, и прежде всего для владельцев". Ведь это добавит большое количество новых обязанностей для работников, нужно будет расширять штат.
"Конечно, здесь будут серьëзные трудности. Мы уже почувствовали: огромное количество музеев стало переименовываться в просветительские центры или ещë как–то. Чтобы слово “музей” выпало вообще из оборота, потому что именно на это будет обращаться внимание при предъявлении новых требований. Уже несколько организаций переименовались таким образом, в том числе музей Макаровки (Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. — Ред.). Многие руководители будут экономить и как–то лавировать в этой ситуации. Это серьëзная проблема, которую придëтся решать. Меньше месяца назад в Госдуме состоялось совещание Общественного совета по культуре: шли очень жëсткие споры между музейщиками и представителями корпораций. И например, Михаил Борисович Пиотровский, как музейщик, справедливо ратовал за то, чтобы запретить переименование музеев в другие форматы. И в рекомендациях Общественного совета по культуре эта позиция сформулирована", — говорит эксперт.