Прошлый год ознаменовался существенными изменениями на рынке производства продуктов питания. Эксперты прогнозируют, что в 2024-м можно будет вновь наблюдать сделки слияния и поглощения. Цены на ряд товаров рискуют вырасти.
Подводя итоги ушедшего 2023 года, стоит отметить, что знаковыми для пищепрома явились продажи российских активов крупнейшими производителями пива — Carlsberg Group и Heineken. По мнению экспертов по алкоголю, в ближайшее время в связи с этими событиями конкуренция на пивном рынке обострится. Кстати, напомним, что в октябре Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области запретил Carlsberg, ранее владевшему "Балтикой", лишать её прав на использование части глобальных брендов, в том числе Tuborg, Kronenbourg, Holsten. Это позволит "Балтике" не отказываться от их производства и розничной реализации.
Уйти, но остаться
После введения санкций частым явлением для рынка стал ребрендинг. Так, в 2023 году компания H&N (бывшая российская "дочка" Danone) стала выпускать напитки на растительной основе под новым названием Planto (ранее Alpro). Кроме того, кисломолочный продукт Actimel стал продаваться под брендом Actimuno, технология производства и рецептура продукта не изменились. Молочные продукты "Активиа" теперь попадают на прилавки под маркой "АктиБио".
В то же время на рынке остаётся немало иностранных брендов (кофе Lavazza, Julius Meinl, Illy, молочные продукты Parmalat, Hochland, соусы Heinz, продукция Unilever). Осталась в России и немецкая марка шоколада Ritter Sport (принадлежит Alfred Ritter GmbH & Co. KG), стоит отметить, что бренды родом из Германии в целом очень аккуратно уходили с рынка. Актуальной осталась и тенденция поглощения более мелкого бизнеса федеральными гигантами. Так, в 2023 году БКХ "Коломенский" купил петербургскую ГК "Дарница" (бренд "Аладушкин"); агропромышленный холдинг "Таврос" из Башкортостана — птицефабрику "Оредеж" в Ленобласти.
По мнению заместителя председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генерального директора Petrova 5 Consulting Марины Петровой, в 2024 году слияния и поглощения продолжатся. "У предприятий, которые испытывают неуверенность с точки зрения развития своего бренда и не могут оперативно провести модернизацию, есть два выхода — делать СТМ или быть поглощёнными более крупным бизнесом", — подчёркивает эксперт.
О ценах спорят
В начале 2023 года эксперты ожидали снижения ассортимента по многим категориям в торговых сетях, это предрекали и ретейлеры. Однако уже по итогам первого полугодия наметилась обратная тенденция, в итоге ассортимент не только не уменьшился, но и стал шире. Международников на полках потеснила продукция отечественных агрохолдингов.
Как заявляли в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), уже на начало сентября доля российских продуктов питания в магазинах в целом по стране составляла от 80 до 99%. По данным опроса NielsenIQ, большая часть потребителей тогда сообщала, что заметила прирост отечественных брендов в FMCG, в основном в категории сыров, молочной продукции и безалкогольных газированных напитков. Также российские компании активно реализуют импортозамещение как в ингредиентах, так и в упаковке.
Довольно заметны в 2023 году оказались ценовые колебания ряда продуктов питания. Так, под конец года в российских регионах, в том числе в Петербурге, подорожали куриные яйца. В основном удорожание той или иной продукции связано с увеличением стоимости производства, кадровым дефицитом и ростом затрат на логистику.
По мнению экспертов, в ближайшее время в зоне риска могут оказаться и другие продукты так называемого социального набора (молоко, сахар, мука, масло): у их производителей, как правило, нет возможности не повышать отпускные цены в случае, если себестоимость станет заметно выше.