Финансовый флюгер: российские банки научились жить под санкциями

Автор фото: Коньков Сергей / "ДП"

В 2024 году в банковском секторе, вопреки ожиданиям регулятора, всё будет хорошо: прибыль увеличивается, а темпы роста кредитования не остановятся

Итоги 2023–го пока не подведены, но прибыль банковского сектора к декабрю превысила 3,2 трлн рублей — абсолютный исторический рекорд. Предыдущий (по итогам 2021–го заработали 2,4 трлн) был побит уже к 1 сентября. С того периода и кредитные ставки выросли, и комиссионные доходы увеличились. Регулятор, правда, в январе предположил, что в 2024 году аппетиты банкиров снизятся до уровня "чуть больше 2 трлн рублей". В начале декабря 2022–го речь шла про итоги в диапазоне 2,1–2,6 трлн.

Дорого–богато

Банковская прибыль — в теории — это и высокие налоговые выплаты в региональные бюджеты, и рост фондового рынка (в ожидании высоких дивидендов рядовые граждане несут излишки денег на биржу — за 2023 год в ценные бумаги на Мосбирже, например, частные инвесторы вложили 1,1 трлн рублей, общее количество игроков превысило 30 млн человек). С другой стороны, все эти деньги — это комиссии с клиентов и проценты, получаемые с заёмщиков. И пусть 2023 год показал какой–то неприличный прирост рынка кредитов почти на треть, в 2024–м рост уже скептично оценивается в 5–10%.
Под вопросом пока и история с субсидированием ипотеки: госпрограмма летом должна закончиться, но регулятор неустанно шлёт сигналы, что в каком–то виде для отдельных регионов она будет сохранена. Но на каких условиях и по каким ставкам, что стало красивой традицией, сообщат за пару недель до изменений.
Ругать банкиров за текущие высокие ставки по кредитам не стоит: взамен они предлагают привлекательные условия по депозитам, то есть практически делятся своим доходом с вкладчиками. И здесь тоже стоит ждать определённых исторических свершений: общий объём портфеля рублёвых средств физлиц (вклады, текущие и накопительные счета) в РФ превысил 47,8 трлн рублей, увеличившись за 2023 год на 17%. В Петербурге динамика чуть ниже — 15%, но граждане отдали в банки больше 3,7 трлн.
Никто сегодня не берётся прогнозировать, как долго будет держаться ключевая ставка на своём 16%–ном уровне (до февраля, когда состоится очередное заседание ЦБ РФ, или цикл снижения начнётся ближе к середине весны). Хотя регулятор и здесь намекает, что цикл ужесточения почти пройден, инфляцию почти удалось обуздать, а значит, можно начинать снижать и ключевую. За которой, в теории, должны начать снижаться ставки по кредитам и депозитам. Хотя в современной российской истории оперативно банки меняют ставки только в сторону повышения по кредитам и гораздо медленнее снижают. Тем более что ЦБ РФ всерьёз стал бить по рукам кредиторов, которые продолжают выдавать ссуды закредитованным гражданам (меры вступили в действие с 1 октября 2023–го): пока публично сразу после январских праздников наказали три МФО. В ближайшее время можно ожидать громких заявлений и в отношении двух–трёх банков.

Сигнал на закрытие

В борьбе с инфляцией и поиском способов проводить трансграничные платежи регулятор впервые за последние десятилетия не отозвал в 2023 году ни одной банковской лицензии (две в 2022–м и 25 в 2021–м). На текущий момент в стране действуют 324 кредитные организации. Можно вспомнить, что в недалёком 2010–м их количество составляло 1007.
Минувшей осенью представители ЦБ РФ послали ещё один слабый сигнал: пауза затянулась, 2024–й восстановит упущенное. И нас ждёт, по разным оценкам, порядка 5–10 событий, связанных с отзывом лицензий и выплатой вкладчикам денег из АСВ. Традиционно эксперты и чиновники намекают на региональных игроков: доля банков с госучастием в секторе давно превышает 60%, а из 13 системно значимых (на них приходится 78% всех активов) шесть напрямую контролируются государством. Впрочем, 19 петербургских кредитных организаций может ожидать иная судьба, если сохранится тренд на консолидацию бизнеса. В 2024 году часть может сменить собственников и регион регистрации, как это происходило на протяжении последних нескольких лет, или и вовсе присоединиться к другим, более сильным и заметным игрокам. Достаточно вспомнить, что в Петербурге и Ленобласти зарегистрированы два банка со 100%–ным иностранным участием (их могут продать, закрыть или продолжить держать паузу). Впрочем, точки обслуживания есть у гораздо большего числа "иностранцев", которые могут или объявить об уходе с рынка РФ, или как минимум начать ребрендинг.
Инфраструктурно не стоит ждать заметного изменения количества отделений — ни в сторону сокращения, ни в сторону появления новых брендов. В прошлом году в Петербург пришёл банк из Краснодарского края, в 2021–м — два из Республики Татарстан. Незаметной для рынка оказалась ликвидация лицензии с 1 января 2024 года у СМП–банка (присоединён к ПСБ). По факту поглощение привело к закрытию восьми офисов, тогда как ПСБ увеличил сеть всего на одно отделение, до 24. Аналогичный тренд будет в течение года и с "Открытием" (выкуплен ВТБ). Официально у него 27 точек обслуживания. В декабре покупатель объявил о расширении сети, зарегистрировав 14 новых офисов, и сообщил, что в городе и Ленобласти продолжат работу 110 отделений. В сумме у "Открытия" и ВТБ на сегодня в двух регионах 133 офиса.
Пройдены худшие периоды в банковском секторе, когда за одну ночь переставали работать карты, блокировались переводы, исчезали из магазинов банковские приложения. Отечественный банкир адаптировался и учится работать с тем что есть, тем более что ставки по кредитам обеспечивают любые капризы и перерасходы. С другой стороны, именно в 2024 году ЦБ РФ начнёт отменять поблажки и льготы на резервы, достаточность капитала, уровень просроченной задолженности. И уже события могут обеспечить перестановку сил на рынке: как и все последние 10 лет, ещё больше усилят свои позиции те банки, у которых есть доступ к госказне. Частным же придётся конкурировать условиями и продуктами. Видимо, в результате победителем станет потребитель.