Рынок доставки товаров повседневного спроса замедлил темпы роста, однако остаётся одним из самых перспективных направлений развития для торговых сетей. Всего за несколько лет доставка превратилась в услугу, без которой сложно представить себе жизнь современного человека.
Афоризм о том, что любой кризис — это прежде всего время возможностей, несмотря на свою затасканность, остаётся верным. То, какую глобальную перестройку за последние несколько лет претерпел потребительский рынок, лишний раз это подтверждает. Направление, изменившее некоторые виды бизнеса до неузнаваемости, — это, безусловно, доставка, стремительно превратившаяся из скромного пункта в перечне дополнительных услуг в жизненно необходимый для бизнеса сервис. Сейчас в развитие e–grocery и foodtech вкладываются колоссальные деньги и часы кропотливого труда высококлассных специалистов. Эти траты возвращаются в виде стабильно растущего спроса и крепнущей лояльности покупателей.
"Деловой Петербург" начинает цикл материалов, посвящённых тому, как доставка меняет потребительский рынок и как торговые сети используют её для укрепления старых позиций и завоевания новых.
Сервис, который изменил всё
Доставка продуктов поначалу ассоциировалась со сферой общественного питания. И во время пандемийных локдаунов она действительно стала для ресторанов и кафе настоящей палочкой–выручалочкой. Но явление оказалось гораздо глубже и масштабнее. Оно не просто помогло людям пережить сложные времена — оно изменило глубинные потребительские привычки. Всего за какой–то год выяснилось, что, не предоставляя клиентам опцию доставки, заведение рискует потерять внимание не только новых посетителей, но даже завсегдатаев.
Розничная торговля, будучи сферой, наиболее близкой к потребителю, разумеется, не могла проигнорировать эту тенденцию. За 4 года с изменившего всё 2020–го доставка встроилась в рабочие процессы торговых сетей и заняла там важное место. Компаниям пришлось уделять повышенное внимание цифровизации — ведь без удобного и надёжного мобильного приложения сейчас не обойтись. Также потребовалось адаптироваться к изменениям на рынке труда. Курьеры очень быстро стали не только крайне востребованными, но и весьма высокооплачиваемыми сотрудниками. А это означало выработку новых подходов к линейному персоналу. Компании, сумевшие вовремя уловить эти тенденции, увидели в 2020–2021 годах небывалый рост спроса в онлайн–канале.
Что ценят покупатели в доставке
По предварительным оценкам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), средняя доля доставки в обороте федеральных торговых сетей составляет порядка 4%, в Москве и Санкт–Петербурге этот показатель выше — около 7–8%.
Ретейлеры, с которыми пообщался "ДП", отмечают, что для покупателей ключевое значение имеет стоимость доставки — чем она ниже, тем охотнее клиенты пользуются услугой. Доля онлайн–продаж у крупных игроков постоянно растёт. Как рассказали в пресс–службе "О’Кея", по итогам 2023 года онлайн–продажи составили 5,4% от общей выручки сети. Для сравнения: за 12 месяцев 2020 года доля была 1,6% от выручки. Это показатели в целом по России. В компании уточнили, что по Петербургу исторически доля повыше, потому что проникновение онлайн–торговли больше.
"Всё чаще онлайн стал пользоваться спросом при спонтанных покупках: товар закончился, его надо немедленно приобрести. Это очень актуально для продуктов питания. В связи с этим наблюдается тенденция увеличения частоты заказов на одного покупателя. На мобильное приложение приходится сейчас львиная доля всех онлайн–продаж, число заказов через сайт постепенно и неуклонно снижается", — рассказали в компании.
По–прежнему важнейшей характеристикой для клиентов розничных сетей остаётся цена товара. Многие люди готовы даже пожертвовать временем доставки при наличии существенных скидок.
Растут количество и частота заказов — соответственно растёт и объём денег, оборачивающихся в сегменте онлайна. Например, в "О’Кее" по итогам 2020 года онлайн–продажи составляли около 2,3 млрд рублей (без НДС). По итогам 2023–го — уже 7,7 млрд рублей. Таким образом, за 3 года рост почти 3,3 раза. В 2023 году онлайн–продажи сети выросли на 24% по сравнению с аналогичным показателем за 2022 год.
Почему темпы роста онлайн–продаж замедляются
По данным АКОРТ, в среднем за 2023 год онлайн–продажи продовольственных ретейлеров — членов ассоциации выросли примерно на 40%. В прошлые пару лет рост был куда более бурным — показатели увеличивались кратно. Эксперты поясняют, что это было обусловлено эффектом низкой базы и во многом вынужденной ситуацией для потребителей. "Сейчас темпы роста отражают более здоровую позитивную динамику для бизнеса и реальную картину спроса. Похожая динамика может сохраниться на протяжении как минимум ближайших 2 лет. У рынка онлайн–доставки продуктов большой потенциал за счёт развития инфраструктуры в регионах и формирования устойчивой привычки у жителей крупных городов", — уверен председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Это вполне подтверждается данными самих ретейлеров. Их мобильные приложения за последние несколько лет стали для покупателя буквально "магазином в руках". Соответственно, за 3 года количество заказов увеличилось многократно. Как отметили во "ВкусВилле", сервис компании ежедневно доставляет около 300 тыс. заказов, причём 85% из них приходится именно на приложение. "Подход к продажам и рынок ретейла изменил 2020 год. У нас работал небольшой проект “ВкусВилл Экспресс”, за несколько месяцев пандемии количество заказов выросло в 30 раз", — вспоминают в компании. Ежегодно темпы роста спроса на доставку только набирают обороты. К концу 2023–го доля онлайн–продаж во "ВкусВилле" превысила 50%. За прошлый год оборот сервиса доставки вырос на 54% и составил более 139,4 млрд рублей с НДС. Курьеры сети доставили 107,7 млн заказов, это на 52% больше, чем в 2022 году. Порядка 10% доставки осуществляется в Петербурге и Ленинградской области.
В "Ленте" поделились, что в 2020 году онлайн–выручка и количество заказов у компании (в целом по стране) выросли на 566 и 716% соответственно. В 2022 году онлайн–продажи увеличились на 208% год к году, при этом количество онлайн–заказов — на 221%. В прошлом году количество онлайн–заказов в собственном сервисе "Лента Онлайн" выросло на 40%.
В пресс–службе X5 Group рассказали, что в торговой сети "Перекрёсток" спрос на экспресс–доставку с 2020 по 2023 год вырос в 25 раз в розничном товарообороте (РТО). "Только за последний год РТО увеличился в 1,5 раза по Петербургу и Ленобласти", — отметили там.
Как развитие доставки изменило магазины
Смещение фокуса спроса в сторону доставки побудило бизнес пересмотреть модель работы магазинов, принципы организации пространства и использования площадей.
Широко известно, что компании стали вводить дарксторы (магазины без доступа для покупателей, где персонал собирает онлайн–заказы). Но этим новинки не ограничиваются.
"ВкусВилл" с октября 2023 года стал развивать новый гибридный формат — грейстор (grey store). Это привычный покупателям магазин, совмещённый с отдельной зоной сборки онлайн–заказов. Благодаря этому формату посетители не пересекаются с курьерами.
"Развитие грейсторов позволит расширять ассортимент в онлайне в тех регионах, где пока нет дарксторов бренда. Покупатели получают не только просторный магазин с удобными проходами и свободными продавцами, но и расширенную зону доставки натуральных и полезных продуктов", — говорят в компании. Сейчас у компании в процессе строительство первого грейстора в Петербурге.
В "Ленте" отметили, что с ростом спроса на онлайн стали больше фокусироваться на снижении операционных расходов. Поэтому внедряют различные инструменты, например мультидоставку и мультисборку. Эти механизмы позволили на 45% увеличить количество заказов, которые развозит один курьер. В некоторых магазинах также выделены отдельные зоны для сборки, что позволяет ускорить процесс. Также в точках сети оборудованы зоны для самовывоза.
Во всех "Перекрёстках" появились зоны фасовки и хранения заказов. "Обновляется инструментарий для сотрудников: мобильное приложение стало неотъемлемой частью работы персонала. Мы используем отдельные тележки для сборки заказов. Данные, получаемые во время этого процесса, помогают компании в улучшении уровня сервиса для посетителей", — считают в X5 Group.
Многие ретейлеры заинтересованы в развитии автоматизации и использовании роботов. В настоящее время большое количество мировых компаний занимается вопросами роботизированной и автоматической доставки заказов до клиента. Так что рынку ещё есть куда развиваться.
Однако существуют факторы, тормозящие развитие доставки. Рынок ретейла стал острее ощущать дефицит кадрового ресурса, включая позиции курьеров, сборщиков и водителей. В компаниях стараются по возможности регулярно расширять команду, однако это не всегда позволяет избежать текучки кадров. Во "ВкусВилле" отмечают, что вопрос нехватки линейного персонала всегда стоит перед любой розничной компанией. Число активных курьеров–партнёров, которые осуществляют доставку по заданию, постоянно меняется и зависит от спроса на доставку, сезона и темпов развития сети.
“
Доля интернет–торговли в общем объёме розничных продаж Санкт–Петербурга составляет около 16% — это один из самых высоких показателей в стране. Кроме того, регион по объёмам онлайн–покупок традиционно на протяжении многих лет входит в тройку лидеров электронной коммерции, уступая по показателям только Москве и Московской области. Его доля в общем объёме онлайн–продаж страны — 6,1%. Исторически сложилось, что в регионах 80% всех заказов покупатели забирают из пунктов выдачи. В Москве и Петербурге ситуация обратная, и эти пропорции сохраняются при любых показателях роста интернет–торговли. При этом в разных товарных категориях процент доставки на дом может быть абсолютно разным, но максимальный, доходящий практически до 100%, всегда в категории "продукты питания". Доставка продуктов на дом в Северной столице за 4 года выросла на 116%. В 2020 году объём таких заказов составил 32 млрд рублей, в 2021–м рост на 55,6%, а сумма заказов — 50 млрд рублей, в 2022–м +21,7% и 61 млрд рублей, в 2023–м +14,2% и почти 70 млрд рублей. Относительно небольшой рост прошлого года объясняется несколькими рыночными факторами. В 2021 году — это продолжение "ковидной привычки", в 2022–м — аномальный спрос на фоне панических потребительских настроений в I квартале.
Артём Соколов
президент Ассоциации компаний интернет–торговли
“
Почти сразу интернет–магазины и логистические сервисы определили, что скорость доставки является для них ключевым фактором. И петербуржцы не готовы ждать доставку 2–4 дня, а хотят получить на следующий день после оформления заказа. Службы доставки, которые обеспечили такую скорость, показали значительный рост онлайн–заказов в городе. Вслед за значительным ростом трафика в Северной столице снизились тарифы обратного трафика в Москву. Срок доставки также был "на следующий день". Что дало уже петербургским интернет–магазинам и производителям возможность выходить на большой московский рынок. С ростом трафика и особенно после взлёта маркетплейсов как основных игроков онлайн–торговли главной проблемой в Петербурге стал недостаток складских мощностей. Несмотря на то что рынок интернет–торговли Москвы больше петербургского в 2,5–4 раза, по разным оценкам, но объёмы доступных складов в Петербурге меньше московских в 5 раз. Пожар на складе Wildberries в Шушарах донельзя обострил эту проблему. Дефицит складов сейчас — главный тормоз для развития интернет–торговли в городе.
Сергей Семко
ведущий аналитик направления "Логистика" Data Insight