Прошлый год назван рекордным по количеству сделок поглощения региональных FMCG–сетей. Это позволяет крупным игрокам не только масштабировать свой бизнес, но и занимать новые ниши.
Аналитики INFOLine назвали 2023 год рекордным по количеству сделок поглощения локальных FMCG–сетей. Так, Х5 Group приобрела компанию "Тамерлан" с 295 магазинами общей торговой площадью 124,2 тыс. м² на юге страны (в том числе сети "Покупочка" и "ПокупАлко"), 116 магазинов (90 тыс. м²) сети "Виктория" в столичном регионе и Калининградской области. Также вывески "Пятёрочки" стали готовить для ста с лишним магазинов "Гроздь" в Саратовской области (37 тыс. м²) и 71 торгового объекта "Амба" в Хабаровском крае (49 тыс. м²).
В октябре "Магнит" анонсировал приобретение 33,01% уставного капитала дальневосточной компании "Невада Групп" (торговые сети "Самбери", "Задарма", "Её", "Бонмарт"), а также приобрёл маркетплейс KazanExpress с 500 ПВЗ в 120 городах страны. Петербургская "Лента" отметилась крупной покупкой сети "Монетка" (2120 магазинов общей площадью 606 тыс. м² в Поволжье, Сибири и на Урале; пять распределительных центров на 116 тыс. м² и грузовой автопарк).
Зачем федеральные сети поглощают региональные
Федеральные торговые сети плотно конкурируют между собой, и экспансия на Восток — логичное продолжение борьбы, считают эксперты. Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова обращает внимание на то, что покупались самые лучшие компании в своём регионе.
Директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов считает, что только поглощение может обеспечить достаточные темпы роста. Это эффективнее, чем открывать свои магазины с нуля. "Большие федеральные сети, видимо, осознали, что их усилия по оптимизации ассортимента и улучшению эффективности пробуксовывают или по крайне мере дают меньше, чем ожидалось. Поэтому решили пойти старым проверенным путём. Как увеличить объём продаж? Просто–напросто купить конкурентов", — объясняет он.
Эксперт считает, что внимание крупных игроков сейчас приковано к дискаунтерам, которые демонстрируют рост. Но, отмечает Ардалионов, рост этого сегмента связан не с увеличением малообеспеченных слоёв населения, а с перетеканием клиентов из традиционных сетей. С одной стороны, эта ставка федералов имеет смысл, но с другой — "они просто перекладывают деньги из одного кармана в другой".
В целом же выгоды от поглощений неоспоримы. "Федералы получают налаженные каналы сбыта и операционные процессы, всю логистику ассортиментной матрицы, контакты с местными производителями и лояльных потребителей", — говорит независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
Почему продают локальных игроков
“
"Продолжается активная консолидация рынка. При этом может показаться, будто сделки M&A вызваны только борьбой федеральных игроков за долю рынка. С моей точки зрения, доля важна, но она у них и так достаточно велика и в целом бизнес федеральных игроков весьма стабилен. А вот у региональных сетей гораздо больше проблем — многие находятся либо на грани, либо уже за гранью выживания. Поэтому во многом сделки по поглощению связаны с тем, что региональные игроки не в состоянии выдерживать конкуренцию и выживать в текущих условиях",— оценивает ситуацию генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Петрова полагает, что значительную роль в поглощении играют программные возможности торговой сети, которые есть у федеральных игроков. "Не важно, у вас, условно, 100 магазинов или несколько тысяч, — вы разрабатываете одни и те же ассортиментные матрицы, IT–решения, внедряете маркировку. Вы делаете одно и то же, но с разным масштабом. Внедряются системы маркировки алкоголя и табака, системы ЕГАИС и так далее — малому бизнесу очень сложно с ними работать. А крупный бизнес уже адаптировался и готов вкладывать средства", — рассуждает эксперт.
Для региональных игроков инвестиции в IT–решения могут оказаться нерентабельными, поэтому выгоднее зафиксировать прибыль и вовремя продать активы крупному игроку.
Ардалионов также отметил, что знает некоторые торговые сети, изначально создававшиеся для дальнейшей продажи федеральным игрокам.
Возможно ли разукрупнение
Эксперты сходятся в том, что в ближайшие годы поглощения продолжатся. Лачугин предполагает, что региональных сетей станет меньше и федералы будут более агрессивно между собой конкурировать.
"Скорее всего, большинство купленных регионалов продолжит работать под своим брендом, чтобы у потребителей была иллюзия многообразия. Но, думаю, лет через 5–10 тенденция пойдёт обратно и всё–таки будут появляться какие–то новые локальные игроки. Потому что я вижу некую цикличность: у нас активно с нулевых годов развивалась торговля во всех возможных форматах и было просто нереальное количество самых разных торговых сетей. Потом это всё стало укрупняться, одни игроки поглощали других сначала на уровне региона, теперь же это вышло на федеральный уровень. Но, однозначно, это всё достигнет какого–то потолка и пойдёт обратный процесс", — поделился он своими прогнозами с "ДП"
Торговля или общепит?
Ардалионов предлагает присмотреться к сделке "ВкусВилла": компания приобрела кондитерскую фабрику и 40 семейных кафе "АндерСон", работающих по франшизе в трёх федеральных округах России, а также в Казахстане. "Сети активно начинают конкурировать за рынок еды в целом. Торговые сети в категории “кулинария” активно развивают фастфуд (суши, бургеры, пицца), и эти позиции растут откровенно неприличными темпами. Мы понимаем, что начинается конкуренция между классическим ретейлом и HoReCa. И с этой точки зрения приобретение “ВкусВиллом” “АндерСона” — это хоть пока и локальный, но очень интересный и показательный пример", — говорит он.
На эту же тенденцию обращает внимание Петрова: "Многие крупные ретейлеры ввели, например, мини–кофейни, где можно присесть, разогреть еду, выпить чашку кофе, перекусить. Подобный формат ввели “Перекрёсток” и “Азбука вкуса”. Крупный ретейл максимально использует каждый сантиметр своей площади и становится для клиентов не просто продовольственным магазином, а многофункциональной площадкой". Отдельного внимания заслуживает приобретение "Магнитом" KazanExpress. На его основе в первом полугодии 2024 года компания планирует запустить свой маркетплейс "Магнит Маркет".
"Приложение, сайт, ПВЗ, склады и собственный транспорт KazanExpress вскоре изменят внешнее оформление и продолжат работу под новым брендом. В конце января в пилотном режиме был открыт первый пункт выдачи заказов в магазине “Магнит” в Казани. В феврале компания планирует открыть в своих магазинах в Казани ещё 16 тестовых ПВЗ в различных форматах, чтобы определить оптимальные с точки зрения покупательского опыта варианты", — сообщили "ДП" в пресс–службе ретейлера.
X5 Group, "Лента" и "ВкусВилл" не ответили на запрос "ДП".