Правительство РФ ввело временные правила археологической разведки, которые призваны оптимизировать расходы застройщиков. Но в Петербурге действует более строгий региональный закон. Эксперты затрудняются сказать, как будут соотноситься эти нормы друг с другом.
В начале февраля вступило в силу постановление правительства России о правилах археологической разведки ("Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ…"). Как оно будет работать применительно к Петербургу — всё ещё не вполне ясно.
Что меняется в федеральных нормах археологической разведки
Как рассказал "ДП" эксперт комитета Госдумы по культуре археолог Алексей Ковалёв, до сих пор практически перед любым строительством в России требовалось спрашивать органы охраны памятников, нужно ли проводить на участке археологическую разведку. Необходимым это признавали, когда территория прежде не исследовалась археологами.
Научное сообщество предлагало упростить эту процедуру и "узаконить" (нанести на карту и ввести упрощённый порядок согласований) те территории, где исследования уже проводились. Но в Минкульте, где готовили постановление, похоже, пошли по другому пути, решив ввести особый порядок для тех территорий, о которых в части археологии ничего особо не известно.
В постановлении говорится, что до утверждения постоянных критериев, на базисе которых у органов охраны появятся основания предполагать наличие на той или иной территории археологических объектов, вводятся временные. На какое время, не уточняется. Так, в населённых пунктах (в том числе в Петербурге) не требуется проводить археологическую разведку при заглублении в грунт менее чем на полметра или на глубину, не превышающую мощность техногенных грунтов (хотя некоторые археологические объекты находятся на уровне земли, а остатки древних городов тоже можно считать техногенным грунтом). А также если работы проводятся "в границах существующих фундаментов и опор зданий, строений и сооружений".
Постановление написано крайне путаным языком. Один из пунктов, по мнению Ковалёва, следует интерпретировать так, что разведку можно будет не проводить за пределами красных линий, то есть внутри кварталов.
Эксперт связывает новые правила разведки с лоббизмом строительного бизнеса. Он обратил внимание, что на стадии общественных обсуждений проект документа собрал тысячи негативных отзывов.
Сами авторы поправок обосновывают изменения экономией: "Это даст в сложившихся сложных экономических условиях действия в отношении Российской Федерации экономических санкций дополнительные возможности оптимизации расходов на инвестиционную деятельность…"
Где нужна археологическая разведка
В центре Петербурга археологическая разведка регулируется региональными нормами — законом о зонах охраны. В приложении к нему выделены на карте границы территорий предварительных археологических разведок. Эти границы покрывают значительную часть центра города. В режимах использования этих территорий сказано, что "работы, связанные с углублением в грунт на более 0,5 м (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта, инженерные изыскания, благоустройство территории), производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ".
Из этого можно заключить, что в Петербурге уже есть постоянные критерии, которые давно утверждены. А поэтому временные, что вводятся постановлением правительства, не действуют.
Но юрист Павел Шапчиц в комментарии "ДП" отметил, что федеральное постановление и городские территории разведок относятся к разным предметам регулирования. Поэтому нельзя говорить о том, что из них имеет подчинённый характер. Так же как есть, допустим, требования ЮНЕСКО, исторического поселения и зон охраны. При этом разные нормы не отменяют друг друга, а должны исполняться одновременно. Таким образом, с точки зрения Шапчица, петербургские нормы не потеряют силу и по–прежнему должны будут исполняться. А значит — в центре по–прежнему обязательно нужно будет проводить разведку.
Ковалёв же считает, что утверждённые в Петербурге границы разведок вторичны. Они служили прежде всего для внутренних потребностей комитета по охране памятников: на основании этих карт в комитете, по–видимому, решали, где обязательно нужно проводить разведку, а где нет. За пределами территорий решение оставалось на усмотрение чиновников. Теперь же по всему городу действуют новые правила, считает Ковалёв.