Петербургские кондитеры поднимают цены. Из–за подорожания какао–бобов им приходится переходить на отечественное сырьё, экономить на упаковке и снижать вес готовой продукции. Шоколад за год стал дороже примерно на 30%, какао и конфеты выросли в цене приблизительно на 15%.
Последние годы какао–бобы регулярно дорожали. В январе 2024 года их стоимость на биржах достигла исторического максимума. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года фьючерсы подорожали на 60–70%, и какао продолжает расти в цене. Причиной такого взлёта цен стал неурожай в странах Западной Африки, на которые приходится 70% мирового производства какао–бобов.
Обходными путями
По данным сервиса "Контур.Фокус", в Петербурге зарегистрировано 108 производителей–кондитеров. Однако, по данным исследования аналитического агентства "Агроан" за январь–ноябрь 2023 года, в СЗФО производилось только 8% российской кондитерской продукции. Лидирующие позиции у Центрального (46%) и Приволжского округов (20%).
На рынке представлены как крупные, хорошо известные потребителю производители, среди которых Фабрика имени Н. К. Крупской (входит в кондитерское объединение "Славянка"), Кондитерская фабрика им. К. Самойловой, "Нева", комбинат "Невские берега", так и совсем новые производства.
Конфетная фабрика "Культура" появилась в июне 2022 года. По словам основателя фабрики Дмитрия Рязанова, подорожание шоколада и конфет связано не только с самим сырьём, которого не хватает каждый год, но и с увеличением потребления продукции с содержанием какао. Фермеры при этом не могут выращивать больший объём. Также сказывается курс доллара. Среди ключевых факторов эксперт выделяет геополитическую ситуацию вокруг Эквадора, откуда поставляется много сырья и где сейчас идёт гражданская война.
"Если раньше мы вели поставки из Эквадора, то теперь будем переключаться на близлежащие страны, которые тоже имеют какой–то объём производства какао–бобов", — делится основатель фабрики.
В поисках фермеров
Рост цен на шоколад и глазированные конфеты наблюдался целый год. По словам исполнительного директора ООО "Феличе" Анастасии Ждановой, стоимость шоколада с начала 2023 года увеличилась на 32–53%. Помимо повышения стоимости самого сырья на ситуацию повлияли удорожание упаковки и возросшие логистические траты. По оценкам эксперта, всё это может привести к максимальному росту стоимости плитки более чем на 70%. В основном это касается горького шоколада, в котором процент содержания какао выше.
Дмитрий Рязанов отмечает, что в среднем по отрасли будет увеличение стоимости на 30–35%.
“
"Все компоненты, которые входят в состав шоколада помимо самого какао, также сильно поднялись в цене. Мы используем бурый сорт сахара из сахарного тростника, который сильно подорожал. Какао–масло тоже выросло в цене", — объясняет эксперт.
При этом ситуация у каждого конкретного предприятия индивидуальна. К примеру, "Культура" использует категорию какао–бобов fino de aroma — это неординарный, редкий сорт. Чтобы его получить, приходится тщательно выбирать каждого фермера.
"Уменьшение объёмов урожая однозначно увеличит цену конфет. Но из–за того что изделия на 80% состоят из российского сырья, мы это заметим не так сильно. В нашем случае шоколад — это часть сырья, составляющая 10–15% от веса продукции. Поэтому рост цен будет небольшим — около 4–5%", — поясняет Рязанов.
Повышение цен также удаётся нивелировать за счёт увеличения производительности и уменьшения себестоимости. Если год назад фабрика производила 200–230 тыс. конфет, то сейчас объём достиг миллиона единиц.
Однако такой способ доступен не всем производителям. Анастасия Жданова отмечает, что у них подорожание какао отрицательно сказалось на объёмах производства. "Мы старались держать цены на конфеты и шоколад, в результате чего прибыль уменьшилась. С сентября 2023 года были вынуждены повысить цену. С того момента начали падать продажи, показатели снизились больше чем на 20%", — объясняет она. Жданова подчёркивает, что для сохранения цены производители могут сократить расходы на упаковку, изменить фасовку или снизить вес продукции, не меняя при этом стоимости. Многие не готовы отказываться от настоящего шоколада в пользу менее качественного и дешёвого сырья.
Дмитрий Рязанов добавляет, что удерживать цены на продукцию помогает и приверженность российским производителям. Отечественное сырьё подорожало на 3,5% в связи с инфляцией. По словам специалиста, такие изготовители меньше зависят от хеджевых рисков и внешних факторов.
“
"Мы раз в год поднимаем цены. В прошлый раз повысили приблизительно на 5% и в этот раз — так же. У нас долгосрочные контракты почти со всеми крупными производителями, что позволяет планировать стоимость на длительный период. Тем, кто покупает с биржи, приходится туго — они в этот момент вынуждены поднимать цены. Сейчас в отрасли делается всё, чтобы наладить прямые поставки от фермерского производства до России, минуя биржу", — утверждает Рязанов.
Вкусозамещение
Генеральный директор информационно–консалтингового агентства INFOLine Иван Федяков напоминает, что российская кондитерская промышленность использует натуральное сырьё в незначительных объёмах. Даже в шоколадных изделиях этот компонент может составлять до 10% от общей массы продукта. Соответственно, влияние какао–бобов на конечную стоимость российского шоколада ограничено.
"Однако увеличение, естественно, будет и продолжится в силу других глобальных трендов. Крупнейшими производителями сырья для кондитерской промышленности являются европейские компании. В случае построения логистики через территории третьих стран и увеличения числа посредников сырьё станет ещё дороже", — отмечает специалист.
При этом он добавляет, что у подорожания есть предел — это покупательная способность, которая не растёт у россиян. Поэтому производители не смогут полностью экстраполировать рост себестоимости на цену конечного изделия.
По наблюдениям независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, шоколад, какао и конфеты выросли в цене в среднем на 15%. Речь идёт о продуктах с не самым качественным составом. Настоящий же шоколад растёт в цене сильнее.
"Многие производители стараются максимально снизить в своей продукции долю самых дорогих ингредиентов — какао, какао–масла и тёртого какао и заместить их какими–либо начинками на основе растительного жира, а также, например, орехами, джемами или цукатами. Массовый шоколад крупных известных брендов, которые продаются всегда по акции, в 90% случаев имеет большое количество начинок и уменьшенный вес — 80–90 граммов", — говорит специалист.
Лачугин подчёркивает, что в магазинах точно не станет меньше шоколада. Ассортимент будет меняться в пользу новых позиций с добавками и кондитерских плиток с какао–порошком и пальмовым маслом в составе. Такая продукция стоит дёшево, порядка 40–50 рублей за плитку, но по вкусу далека от настоящего шоколада.