Переменчивость петербургского климата вновь выявила неспособность городских властей обеспечить безопасность передвижения граждан по улицам. А ведь впереди самый травмоопасный месяц — март.
Ледяной панцирь, сковавший петербургские улицы после дождей в минувшие выходные, является прямым следствием некачественной чистки снега, наблюдавшейся всю зиму. Неубранный снег во время оттепели начал таять, а потом опять замерзать. Вдобавок выпавшие жидкие осадки не могли стекать в покрытые снегом ливневые стоки, превращая весь город в один большой каток.
Очистка решёток ливневой канализации, согласно городским правилам благоустройства, относится к обязанностям дворников. При этом за содержание непосредственно системы ливневой канализации как инфраструктурного объекта отвечает ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга".
"Объём воды, который попадает в канализацию при снеготаянии, система водоотведения готова принимать", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Водоканала". В предприятии поясняют, что в случае сверхрасчётных дождей норматив отвода может оказаться превышен и вода не уйдёт сразу, но для приёма талых осадков инфраструктура находится в исправном состоянии.
Если наледь закрывает вход в ливнёвку, то вода просто не может добраться до выхода с городских улиц, но это уже зона ответственности дорожных предприятий Смольного. "Тем не менее в случае поступления заявки наши специалисты оказывают помощь и прочищают снег и патрубки, чтобы оказать содействие дорожным службам", — отмечают в "Водоканале".
Комитет по благоустройству, заведующий уборкой магистральных улиц, 19 февраля отчитался, что за 5 дней работники подведомственных предприятий освободили от наледи только около 5 тыс. патрубков и решёток дождеприёмников, которых всего в городе 24 тыс. штук. Как уточнили "ДП" в ведомстве, при уборке улиц от "снежно–ледяных отложений" применяется как ручной труд, так и механизированный, зачастую в комплексе.
Сколько дворников в Москве и в Петербурге
Необходимо отметить, что не только Петербургу в России не везёт с погодой. Точно так же всю первую половину февраля от обильных осадков страдает Москва. Сначала на столицу обрушился ледяной дождь, а впоследствии и сильный снегопад. Жители Москвы, точно так же как и петербуржцы, активно жаловались в социальных сетях на гололёд и невозможность безопасно передвигаться по тротуарам. Но масштабы мер по борьбе со стихией в двух столицах несопоставимы.
Так, 15 февраля в Москве выпало 11 мм осадков, около четверти месячной нормы. В этот день заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков заявил, что в ликвидации последствий снегопада задействованы 165 тыс. сотрудников коммунальных служб и 14,5 тыс. единиц техники.
В то время как в Москве чисткой улиц занимается штат, сопоставимый по размерам с населением целого города, все петербургские дворники могли бы без проблем разместиться в небольшом посёлке. Ответственный за сферу ЖКХ вице–губернатор Евгений Разумишкин, выступая в ЗакСе 14 февраля, рассказал, что на уборку снега в городе вышли 8,7 тыс. дворников. А общее количество снегоуборочной техники, считая и машины подведомственных предприятий Комблага, и оборудование жилищных агентств, как ранее рассказывал "ДП", не превышает 3 тыс. единиц.
Может показаться странным, но Москва опережает Петербург и по показателю дефицита дворников. В конце января зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева заявила, что нехватка "ручников" в некоторых районах столицы составляет от 30 до 50%. Евгений Разумишкин же сообщал, что к середине февраля дворников набрано 90% от требуемого числа, а механизаторов — 80%.
Как прячут статистику
Ситуацию, вероятно, могла бы исправить финансовая ответственность чиновников по возмещению расходов на лечение граждан. Но институт страхования в случае гололёда, к сожалению, не работает. Во–первых, медицинские учреждения отдельно не выделяют в статистике такую причину возникновения травм. Для этого есть свои объяснения: человек, поскользнувшись на улице, может дойти до квартиры и уже оттуда обратиться за медицинской помощью. Кроме того, в системе ОМС не так и важна причина случившегося перелома или ушиба: государство будет лечить гражданина всеми имеющимися в его распоряжении средствами вне зависимости от того, как была получена травма и в каком состоянии пребывал травмированный.
Во–вторых, и коммерческие страховые организации не ведут статистику — за ненадобностью: по закону у них нет прав возмещать свои расходы по рискам страхования от несчастных случаев с виновников, например с дворников или Комблага (такое возможно только при имущественном страховании).
Обратиться за лечением гражданин может по трём видам полисов — ОМС, ДМС или при страховании от несчастных случаев. Данные по последнему виду более объективны: в весенние месяцы в городе за минувшие годы по ним— всплеск обращений за страховыми выплатами. Впрочем, временной лаг — от даты травмирования до обращения за страховкой — может занимать до нескольких месяцев, поэтому страховщики оперируют прошлогодними данными.
"К сожалению, в нашей внутренней статистике мы не фиксируем причины травмы (выделить именно падения из–за гололёда невозможно), но по числу обращений можно подтвердить, что самые “скользкие” месяцы действительно показывают рост обращений от среднемесячного: +7,3% в феврале, +29,6% в январе и +33,2% в марте", — говорит Артём Искра, управляющий директор департамента массовых видов страхования компании "Ренессанс страхование".
По его словам, за последние 2 года в городе регистрируется в среднем по 108 обращений в марте и по 105 в январе.
В 2023 году средняя выплата в "Росгосстрахе" по страхованию от несчастного случая составила 59,8 тыс. рублей, что на 13% больше, чем в 2022–м. Самая маленькая составила 30 рублей — за небольшую рану на руке.
В компании "Ренессанс страхование" приводят средние суммы выплат по Петербургу: 21,6 тыс. рублей за ушибы, 40,3 тыс. при черепно–мозговых травмах, 34 тыс. — за переломы, 15,2 тыс. — за растяжения. Как отметили в "Ингосстрахе", самые "популярные" травмы, которые клиенты получали на улице, — переломы кистей рук.