В коворкингах давно уже можно не только сидеть за компьютером, но и работать на станках, заниматься спортом или оказывать косметологические услуги.
Шеринговая модель потребления за последние годы прижилась в мегаполисах. Возможность пользоваться теми или иными благами, но не покупать их (съёмное жильё, каршеринг, кикшеринг и т. д.) в новой экономической ситуации стала особенно привлекательна. Для бизнеса в этом плане особенно интересен рынок коворкингов — гибких офисов, где фирма может разместить своих сотрудников за более скромную плату, чем в случае аренды полноценного офиса.
Экономия на месте
Заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева называет гибкие офисы пространствами, выполняющими функцию "третьего места". То есть не связанного с домом ("первое место") и работой ("второе").
"В концепции заложено чуть больше, чем место для работы, — это пространство для общения, обмена идеями, обучения и отдыха. Насыщенная инфраструктурой и сервисом, максимально готовая к работе, офисная территория становится одной из точек удержания кадров в таких отраслях, как IT, финансы, консалтинг, и некоторых других", — считает она.
Директор филиала консалтинговой компании Core.XP в Санкт–Петербурге Олег Дмитриев подчёркивает, что при подсчёте всех затрат выходит, что для создания и оборудования современных рабочих мест бизнесу приходится нести значительные финансовые и временные затраты. В случае же размещения сотрудников в коворкинге они намного ниже. "В городе есть гибкие офисы, где можно арендовать нефиксированное место за 5,5 тыс. рублей в месяц. В среднем аренда фиксированного места в open space в коворкингах Петербурга стоит около 25 тыс. рублей в месяц", — говорит он.
В последние несколько лет активно стали развиваться некоммерческие, условно государственные коворкинги. Например, в Петербурге пользуются популярностью проекты "Просто" и "Точка кипения", которые бесплатно помогают молодёжи и студентам развивать свои проекты, организовывают семинары и обучающие программы.
Умелые руки
Для арендаторов, чья деятельность связана с физическим трудом, тоже есть интересные варианты. В их числе бьюти–коворкинги или мастерские с почасовой арендой оборудованного рабочего места. Как отмечает Олег Дмитриев, первые имеют потенциал в районах массовой застройки и в центральных локациях близ новых ЖК бизнес–класса. Востребованы они у специалистов, оказывающих услуги для жителей этих домов.
Как ранее писал "ДП", в пандемию многие мастера салонов красоты работали на дому, чтобы не терять деньги. Почувствовав, что это выгодно, они решили вести частную практику и дальше, не возвращаясь в салоны. Но оборудовать полноценное рабочее место в квартире не всегда удобно. Коворкинг позволяет не платить высокую аренду, но получать всё необходимое: раковину для мойки волос, кресла, столы и лампы для маникюра.
Мастерские закрывают потребность жителей города в досуге, связанном с созданием каких–либо вещей своими руками. Так, спросом пользуются швейные коворкинги, столярные мастерские, где можно заниматься деревообработкой своими руками без необходимости покупки дорогостоящего оборудования, гончарные и т. д.
Ещё один тренд последних лет связан с ЗОЖ: люди стали больше заботиться о своём здоровье и заниматься спортом. Однако в плотном графике времени на посещение полноценного фитнес–зала может не остаться, а стоимость абонементов во многих сетях подросла. К тому же многие заинтересованы в индивидуальных занятиях с тренером. На этот запрос откликнулся в своё время основатель сети коворкингов Fitroom.ru Александр Пислегин. 40% его клиентов оплачивают аренду студии и занимаются там самостоятельно (либо это тренеры, которые работают со своими учениками), 60% выбирают тренера из собственной базы сети, а 20% приходят заниматься с детьми.
Ядро целевой аудитории составляют женщины и мужчины 25–45 лет — это платёжеспособная аудитория, включающая в том числе предпринимателей из сфер фитнеса, красоты, медицины, IT, менеджмента и строительства.
"Коворкинги предоставляют возможность сэкономить средства по сравнению с традиционными фитнес–центрами или арендой отдельных студий. Это особенно актуально для тех, кто хочет получить доступ к профессиональному фитнес–пространству без значительных затрат, — говорит Александр Пислегин. — В целом модель коворкинга в сфере фитнеса успешно встроилась в жизненный стиль современного человека, предлагая ему удобство, гибкость и возможность объединения работы и заботы о здоровье в одном месте".
В поисках нового
Остаются и незанятые ниши. Например, мало какие проекты сегодня предоставляют услуги нянь и детские комнаты. То есть молодая мама в декрете не может работать удалённо в большинстве коворкингов города. При этом в условиях кадрового дефицита работодатели начинают активнее приглашать на аутсорс женщин в декрете. По данным опроса hh.ru и "Сберуниверситета", больше половины молодых мам проходят обучение, чтобы подрабатывать, а 63% — чтобы сменить профессию.
"Я, как мама двух детей, в своё время искала место, где смогу работать удалённо с детьми, но ничего не нашла. Можно было только пользоваться услугами кафе с детской комнатой, но это подходит скорее тем, чьи малыши не нуждаются в постоянном присмотре. Так появилась моя идея коворкинга для мам с отдельной игровой комнатой и услугами няни. Дети могли бы играть рядом, но при этом находиться под присмотром няни", — рассказала корреспонденту "ДП" петербургская предпринимательница Ольга Матвейчук. По её словам, активные мамы дошкольников считают крайне важной для себя возможность профессионального развития, обучения, а не ухода в бытовые заботы. При этом Матвейчук решила развивать бизнес не по модели классического коворкинга, а совмещая его с семейным центром и занятиями для детей. В настоящий момент проект находится на этапе поиска помещения.
При этом опытные игроки рынка советуют инвесторам при развитии новых направлений проявлять осторожность, чтобы избежать лишних рисков. "Мы всегда стараемся унифицировать рабочие пространства, делать их мобильными и легко трансформируемыми под любые задачи и сферу бизнеса, придерживаясь концепции “динамического дизайна”. Развивая сеть по франшизной модели, рекомендуем партнёрам не сужать целевую аудиторию и не строить коворкинги под узкий профиль арендаторов, а заранее проектировать пространства так, чтобы они были востребованы у разных сфер деятельности", — поделилась своим видением генеральный директор сети PAGE Мария Сумарокова.