Сама достаточность

Снисходительность, обесценивание, предрассудки и даже упрёки от самых близких – часто встречающиеся проявления гендерного неравенства на пути к успеху у женщин в бизнесе

Научные исследования признают, что женщины–управленцы в бизнес–среде нередко страдают от предвзятости к их компетентности. Причём негатив исходит не только от мужчин, но и от других женщин. И хотя всё больше руководящих должностей на разных уровнях занимают женщины, исследования показывают: множество трудностей, с которыми сталкиваются женщины в менеджменте, возникают из–за несоответствия традиционной женской роли (образ матери, хранительницы очага и другие архетипы) и типичной роли лидера (волевая личность, способная вести за собой, что в массовом сознании наиболее характерно для мужчины). "ДП" спросил успешных бизнес–леди, с какими предрассудками им приходилось сталкиваться и как они их преодолевали.

Гордость и предубеждение

Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Елена Кудрявцева отмечает, что не только в бизнесе, но и в любом серьёзном деле женщине приходится каждый раз доказывать свою компетентность вдвойне старательнее, чем мужчине. По словам эксперта, несмотря на то что наше рацио старается изжить гендерные стереотипы, иррациональное начало вновь их воспроизводит. Ещё сложнее оставаться объективным, когда речь идёт о женщине, которая получила бизнес "в подарок" или по наследству, — восприятие окружающими такой бизнес–леди почти всегда строится на предрассудках (иногда небезосновательно). Но всё зависит от того, насколько сама женщина готова развиваться профессионально.
"Дискурс “папа подарил” или “муж дал поиграться” — это характерные и, к сожалению, неизбежные социокультурные издержки, и к ним нужно просто привыкнуть, а ещё лучше — относиться с юмором, — считает совладелец DIY–сети “Максидом” Мария Евневич. — Всё это происходит потому, что люди по природе своей склонны к зависти и не хотят видеть недостатки в себе. Многим трудно признать, что человек благодаря своему уму, трудолюбию, харизме, правильным личным качествам, которые позволяют вести людей за собой, смог построить что–то большое и крутое. Ведь если кто–то такое признаёт, он автоматически осознаёт, что он сам в чём–то хуже или недоработал, — а это неприятно, и думать о себе самокритично большинству не хочется".
При этом часть собеседников "ДП" высказали мнение, что женщины могут выжить в мужском обществе, только если будут вести себя женственно и харизматично — нарочитая маскулинность и жёсткость не просто не помогут, но и, скорее всего, оттолкнут окружающих. В этом контексте в отечественной практике складывается благоприятная ситуация для проявления женственности. Если в ряде западных стран считается недопустимым в деловой среде использовать яркий макияж и подчёркнуто женственную одежду, активно жестикулировать, то, как отмечают собеседницы "ДП", в отечественных компаниях, например, для женщины вполне естественно задавать наивные вопросы и "хлопать глазами", тем самым быстрее получать больше информации.
"Если проблема и есть, то заключается она в том, что в нашей стране сохраняется патриархальное общество. И это даёт женщине в бизнесе как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, к женщине, которая занимается серьёзным делом, вначале по умолчанию относятся скептически, что многих девушек фрустрирует. С другой стороны, в отличие от стран, где феминизм возведён в неадекватную степень, у нас женщина может позволить себе прийти на переговоры в юбке чуть выше колена или использовать своё обаяние",— считает Мария Евневич.
Эксперты обращают внимание, что в России женщинам легче вписаться в уже сложившийся стереотип и обратить это в преимущество. Генеральный директор ГК "Еврострой" Оксана Кравцова отметила в разговоре с "ДП", что стереотипы всегда можно обернуть себе на пользу, особенно в таком суровом и "традиционно" мужском бизнесе, как девелопмент: "Тот факт, что я женщина, которая возглавляет строительную компанию, всегда мне помогал и давал исключительно преимущества. Переговорный процесс, согласования, разработка проекта — во всех этих моментах быть женщиной, не побоюсь этого слова, выгоднее".
Оксана Кравцова подчеркнула, что никогда не разделяла профессии на мужские и женские, ведь, несмотря на стереотипы о кулинарии, большинство лучших и признанных поваров в мире — мужчины, а в финансовом секторе, напротив, мы видим женщин–профессионалов, которые справляются со своими обязанностями лучше многих мужчин:
"Поэтому я не сторонница стереотипов. Если у тебя есть поддержка в виде крепкой семьи — любимого мужа и прекрасных детей, то ничто не может тебе помешать достичь высот в бизнесе. В любой сфере".

Личное дело

Впрочем, ряд собеседников "ДП" и вовсе говорят о том, что почти не сталкивались с какой–либо дискриминацией по гендеру. Так, гендиректор транспортной компании ООО "Авто Менеджмент" Дарья Шаченок отметила в разговоре с "ДП", что в таком городе–миллионнике, как Петербург, среда представляется более благоприятной для женского бизнеса. Эксперт отметила, что никогда не чувствовала пренебрежения к себе и своим компетенциям от лица мужчин, скорее наоборот — либо нейтральное отношение, либо поддержку и понимание.
"А вот от женщин исходили порой зависть и некая мизогиния. Но так как я уже выхожу из молодого возраста, то это мне на руку. К возрастным женщинам, добившимся чего–то, всё–таки с уважением начинают относиться именно женщины", — добавила Дарья Шаченок.
Генеральный директор сети многопрофильных клиник "Гранти–мед" Надежда Лавренюк поделилась с "ДП", что в медицинском сообществе также не испытывала на себе влияние гендерных стереотипов. Эксперт отметила, что иногда сталкивалась с некоторой снисходительностью, однако исходила она не от деловых партнёров, а от знакомых в личном общении. Собеседница "ДП" не связывает это с гендерной составляющей, а скорее с уязвлённым самолюбием или проблемой с самореализацией у тех, кто обесценивает чужие успехи. Директор по маркетингу в Caramel Catering Диана Акгаева также рассказала "ДП", что не ощущала предвзятости в сфере HoReCa, и отметила, что с каждым годом эта отрасль привлекает всё больше женщин в профессию. При этом Диана Акгаева добавила, что даже при возникновении разногласий с заказчиками важно сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации и вести деловую беседу в дипломатичном тоне.

Не только деньги

Неравное отношение к женщине в бизнесе может выражаться и в оплате труда. Так, по данным Росстата, средняя начисленная зарплата мужчин–руководителей в 2021 году составляла 133 082 рубля, а у женщин — 90 580 рублей. Однако исследования в области карьерной проактивности показывают, что само слово "успешность" понимается по–разному мужчинами и женщинами.
Ассистент кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Александра Бордунос обращает внимание, что если мужчины действительно чаще ориентируются на уровень дохода и количество подчинённых, социальную привлекательность профессии, скорость линейного подъёма по карьерной лестнице, то женщины под успешностью чаще понимают уровень свободы, который они получают в связи с повышением к ним доверия со стороны работодателя. Карьерный путь женщин часто нелинейный, включает множество ответвлений по горизонтали, отход назад или даже временные уходы с рынка труда. По мнению эксперта, для женщин также важно положительное самоотношение, признание заслуг со стороны коллектива и руководства, умение выстраивать баланс между разными социальными ролями.
"И хотя со стороны многим кажется, что женщин не пускают на лидерские должности из–за убеждённости, что семья будет мешать карьере, на деле женщины сами часто отказываются от карьерных возможностей, подозревая, что впереди их ожидает такой конфликт",— отмечает Александра Бордунос. Женщины, успешные в бизнесе, считают, что проблема некоторого "проседания" роли матери и жены в пользу карьеры существует. И дело не столько в возможном осуждении окружающих, сколько в собственном самоощущении и в первую очередь в обвинении в некачественном исполнении стереотипной гендерной роли от близких. Но популяризация ролевых моделей о положительном взаимовлиянии работы и семьи может помочь в сглаживании этого психологически острого внутреннего конфликта.
"Наши наблюдения подтверждают положительное взаимовлияние работы и семьи особенно для тех матерей, у кого дети рождаются с серьёзными заболеваниями, требуя повышенной временной вовлечённости. Парадоксально, но работа помогает женщине удерживать высокий уровень семейного благополучия. Мы полагаем, что эффект связан с положительным самоотношением", — заключает Александра Бордунос.