Как известно, много небоскрёбов не бывает. Построив один, хочется ещё и ещё. Вот так в Петербурге и начал формироваться свой Сити. "Газпром-Сити".
А началось всё с Египта. Первая в мире пирамида была построена для фараона Джосера. Другие фараоны тоже захотели — и началось. Великая пирамида в Гизе, построенная в XXVI веке до нашей эры, была высотой 147 м и долгое время оставалась самым высоким сооружением на Земле.
Пока в Чикаго архитектор Уильям Ле Барон Дженни не возвёл самый первый в мире небоскрёб Home Insurance Building. Хотя он был достаточно маленький, высотой 55 м, но положил начало гонке. В Нью–Йорке решили: а чем мы хуже, — и отгрохали 10–этажное здание Tribune 1, возведённое в 1874 году в так называемом "Газетном ряду" на Манхэттене — в одном квартале от Бродвея, рядом с нью–йоркским муниципалитетом.
В 1890 году американский издатель венгерского происхождения Джозеф Пулитцер украсил город новым небоскрёбом — The World Building. Высота 94 м сделала эту штаб–квартиру самым высоким зданием в городе и самым высоким офисным зданием в мире, которое уступало лишь Эйфелевой башне. И понеслось.
Небоскрёбы стали строить и в Европе. Роттердам, Дюссельдорф, Стокгольм, Мадрид, Варшава и многие другие города спешили реализовать на практике столь удачную идею. С началом нового тысячелетия к гонке небоскрёбов подключилась Москва с её Сити.
Вы думаете, шейхи Дубая мечтали построить в пустыне много небоскрёбов? Вряд ли. Но в 2000 году появился Emirates Park Tower № 1, а потом ещё, ещё. Пока в 2010 году не появилась "Бурдж–Халифа" — сверхвысотный небоскрёб высотой 828 м.
Проткнём небесную линию
Северная столица начала гонку по вертикали не в 2018 году, когда был достроен "Лахта Центр", а на 5 лет раньше. В 2013 году было завершено строительство первого небоскрёба — "Лидер тауэр" (42 этажа) на юге Петербурга на площади Конституции. Высота здания составила 145,5 м.
В начале 2000–х планировалось возвести ещё две высотки. На Поклонной горе на севере города группа компаний "С. Э. Р." собиралась воздвигнуть 106–метровое здание (46 этажей) и назвать его "Ингрия Тауэр". Если брать абсолютную отметку (с учётом самой Поклонной горы), оно должно было стать самым высоким зданием (165 м). А рядом с Лахтой "Строймонтаж" хотел построить 105–метровый SkyTowers. Оба проекта не срослись. На Поклонной горе высоту срезали до 40 м, а рядом с парком 300–летия начали строить 54–метровое офисное здание.
Деньги из газа
О том, что "Лахта Центр" собирается прирасти новыми башнями, стало известно почти 3 года назад. В мае 2021 года "Газпром" перед встречей с губернатором Северной столицы Александром Бегловым неожиданно разместил в своём телеграм–канале красивое видео, в котором на Лахтинском побережье угадывались силуэты ещё одного небоскрёба.
Объяснение появилось быстро — оказывается, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и губернатор Александр Беглов подписали соглашение о строительстве 703–метрового "Лахта Центра 2". Месторасположение нового здания — территория яхт–клуба "Геркулес", где ранее монополист планировал построить яхтенную академию (она, впрочем, в планах осталась, но уехала чуть дальше от города — в район Горской).
В официальной презентации проекта "Газпрома" говорится, что возвести новый небоскрёб "Лахта Центр 2" предложено в целях дальнейшего развития общественно–делового района, который создаётся вокруг "Лахта Центра" на побережье Финского залива. Но мы же помним историю — небоскрёбов мало не бывает. И уже в декабре 2021 года "Газпром" представляет проект 555–метрового "Лахта Центр 3". "Вместе они сложатся в архитектурный ансамбль из трёх современных высотных зданий", — говорилось в сообщении компании. Здание должно расположиться между "Лахтой–2" и Приморским шоссе, там, где когда–то был кустарник, в котором пели соловьи.
А уже на ПМЭФ–2022 город и "Газпром" подписали соглашение о строительстве.
Обе высотки проектируются и строиться будут одновременно. На данный момент идёт оформление градостроительной документации. В новом варианте генплана с подачи комитета по инвестициям 20 га между мариной "Геркулеса" и Приморским шоссе переведены в две зоны: Д (общественно–деловая застройка) и ТИ (транспортная инфраструктура). "В целях повышения эффективности использования территории, прилегающей к общественно–деловому комплексу “Лахта Центр”".
Прошли археологические изыскания. Идут инженерные. Можно ждать начала строительства.
P. S. Помнится, одним из аргументов сторонников строительства небоскрёба на Охте в далёкие 2000–е было то, что такая высотная доминанта может быть только одна, а следовательно, "Охта Центр" парадоксальным образом спасёт эту часть города от хаотичной высотной застройки. Однако эволюция мирового небоскрёбостроения говорит об обратном. Может, и хорошо, что не сложилось?
“
Башни, несомненно, нужны, но лучше в другом месте. Например, в Горской. Там и КАД, и аэропорт, и транспортная доступность, и сразу Курортный район. Просто пока выглядит комично: всем говорят, что новые намывы затопят город, а для "Газпрома" намывы какие–то мифические и целебные для Финского залива.
Дмитрий Некрестьянов
руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
“
Я считаю, что возведение небоскрёбов "Лахта–2" и "Лахта–3" — это развитие Санкт–Петербурга. В такой прекрасной локации, на берегу Финского залива, зеркальные высотные строения будут выглядеть очень красиво и точно станут ещё одним поводом для гордости петербуржцев. Главное, чтобы помимо строительства новых зданий развивалось и дорожное строительство: появлялись новые станции метро, были запущены новые легкорельсовые скоростные трамваи и так далее. Ведь такие высотные строения будут вмещать большое количество персонала, а также привлекут горожан и туристов, которым необходима хорошая транспортная инфраструктура.
Анжелика Альшаева
генеральный директор агентства недвижимости "КВС"
“
Петербургу не помешают новые районы с ультрасовременным обликом. Но подход сугубо в духе "во–первых, это красиво" в данном случае вряд ли возможен — слишком велики затраты. Поэтому гипотетически остаётся два варианта обоснования строительства Сити в Петербурге. Первый — очевидная потребность в такого рода деловом кластере, с потенциальным спросом на аренду офисов и прочих площадей. Словом, явные перспективы. Второй — необходимость использовать средства в условиях, когда таковые есть и их куда–то нужно направить. В таком случае коммерческий успех проекта можно рассматривать в долгосрочной перспективе и спокойно относиться к тому, что прямо сейчас несколько небоскрёбов могут оказаться для Петербурга избыточными. Пройдёт время, и всё может поменяться.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
“
Подобные объекты важны для городской среды. Они выполняют роль акцентов, формируют индивидуальный облик, городскую панораму. Также высотные элементы пространственно подчёркивают значение локации. Сейчас большое количество людей заняты в высокотехнологичных производствах, расположенных в центральных частях Петербурга. Создание для них целого бизнес–района или даже нескольких в разных точках способно разгрузить инфраструктуру центра, распределить транспортные потоки. Строительство в одной локации только небоскрёбов — это концепция XX века. Современные архитекторы склоняются к проектам с балансом доминант и рядовой застройки даже в бизнес–кварталах. В историческом центре Петербурга качество средовой застройки очень высокое, поэтому при строительстве новых доминант важно вписывать их в окружающий контекст деликатно и осознанно. Примером хорошей новой средовой застройки является деловой квартал на Вознесенском проспекте. Тут получилось создать пространство, открытое городу, сюда часто приходят провести фотосъёмку, сделать селфи — это знак, что здание удалось.
Елизавета Гречухина
главный архитектор ГК "А101" в Санкт–Петербурге