В 2024 году в Петербурге ожидается открытие девяти новых гибких офисных пространств на 1800 рабочих мест общей площадью 11,6 тыс. м2, сообщили "Деловому Петербургу" в NF Group. Это семь сетевых и две несетевые площадки.
В числе предстоящих открытий — первый в Петербурге коворкинг московского оператора Multispace, который, как писал "ДП", займёт около 1 тыс. м2 в бизнес-центре Renaissance Pravda на Херсонской улице. Напомним, что с 2022 года в Петербурге работает коворкинг московского оператора SOK.
Рынок Петербурга, ориентированный на корпоративных клиентов, пока не достиг порога насыщения в части качественного предложения, считают в NF Group. По данным на конец 2023 года, в городе работали 57 гибких офисов на 10,3 тыс. рабочих мест общей площадью 59,6 тыс. м2. С вводом новых объектов на рынке вырастет доля сетевых операторов — до 88% к концу 2024 года.
Крупнейшими из них являются петербургские "Практик" (занимает 24% рынка) и Page (21%). Генеральный директор сети "Практик" Владимир Дорофеев рассказал "ДП", что до конца года компания откроет коворкинг на 585 рабочих мест на улице Чехова и коворкинг на проспекте Просвещения на 450 рабочих мест, где помимо офисной части, будет ещё и образовательная. Также в планах — расширения коворкинга "Охта", который вырастет до 4650 м2 (960 рабочих мест). "Есть ещё крупный проект площадью 6,4−9,6 тыс. м2, он находится в проработке и "уйдёт" в 2025 год", — говорит Владимир Дорофеев.
Помимо петербургского рынка, "Практик" активно работает в других городах — в Астане (коворкинг площадью 3 тыс. м2 на 530 рабочих мест), Челябинске (700 м2 и 145 рабочих мест), Новосибирске (2580 м2 и 451 рабочее место) и т.д.
Сеть Page с начала года уже открыла коворкинг Park Page на пр. Народного Ополчения, готовит к запуску в апреле образовательный коворкинг BENUA CAMPUS-PAGE, а также заявила о проекте на Верейской ул., 16, — коворкинге площадью 920 м2 на 150 рабочих мест. Как сообщал "ДП", он откроется на бывших площадях Сбера. Также ожидается открытие Petrovsky-Page в бизнес-центре "Петровский Форт", коворкинга в Дербенте и других.
"Сетевые операторы гибких офисов активно расширяют своё присутствие на петербургском рынке. Выход крупных московских операторов, таких как Multispace с их технологичным решением, свидетельствует о высоком потенциале Северной столицы. Это, безусловно, станет стимулом для местных операторов повышать качество своих услуг и предлагать новые уникальные продукты для удовлетворения запросов арендаторов", — отметил директор департамента офисной недвижимости NF Group в Петербурге Регина Волошенко.
Сетевой формат позволяет заполнять коворкинги быстрее благодаря эффекту масштаба сети, узнаваемости бренда, кроме того с точки зрения стандартов качества они более понятны и поэтому привлекательны для потенциальных арендаторов (особенно если речь идёт про компании, которые арендуют в коворкингах офисы), отмечает генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов PAGE (входит в ГК "БестЪ") Мария Сумарокова.
"В том числе поэтому франшизная модель развития сегмента коворкингов и гибких офисов перспективна как для оператора коворкинга, так и для инвесторов, которые хотят зайти в этот сегмент. Инвестиции в открытие и заполнение no name коворкинга как правило выше и дольше окупаются. Мы видим примеры, когда уже действующие коворкинги, создававшиеся ранее как самостоятельные проекты, присоединяются к сетям, чтобы воспользоваться силой их бренда или силой профессиональной команды по управлению гибкими офисными пространствами. И здесь возможны как ко-брендинговые модели развития, так и развитие просто по формату управления за процент от оборота или фиксированное вознаграждение", — пояснила она.
"Офисный рынок Петербурга постепенно "взрослеет": он прошел путь от классических коворкингов, ориентированных в первую очередь на фрилансеров и стартапы, до гибких сервисных пространств, заточенных под нужды корпоративного бизнеса, — комментирует директор по стратегии Pridex Spaces | Multispace Елизавета Голышева. — Признаком более зрелого рынка является развитие сетевых форматов, то есть масштабирование операторов для более эффективного операционного управления площадками, а также появление новых ниш на рынке — специализированных концепций. Мы видим высокий неудовлетворенный спрос на такие решения, в первую очередь со стороны компаний из сфер IT, высоких технологий и e-commerce".