Российские футбольные клубы не отказываются от зарубежных экипировщиков, но предпочитают об этом не распространяться.
Вообще–то производители одежды традиционно считаются одними из крупнейших рекламодателей в спорте, и в частности в футболе. По данным поставщика аналитических данных о спортивном бизнесе Sportcal, клубы топ–5 лиг (Англия, Испания, Италия, Германия, Франция) в 2020 году совокупно получили от них $1,115 млрд.
Но российский футбольный рынок и до февраля 2022 года имел свой, "особый" путь развития. А сейчас главная цель клубов РПЛ — обход санкций, к такому выводу пришёл "ДП", исследуя ситуацию.
Сколько клубы зарабатывают на контрактах с поставщиками формы
На самом деле и до 2022 года для абсолютного большинства российских клубов контракты с поставщиками экипировки относились не к доходной части бюджета, а к расходной.
Наши команды сами платили за форму с логотипами глобальных брендов, и всё, чем они могли похвастаться, — размер скидки. Она могла составлять от 30 до 100%.
Главная причина в том, что российский рынок спортивной экипировки так и не стал привлекательным для гигантов индустрии: продажи мерча внутри страны были незначительными и не могли заинтересовать с коммерческой точки зрения даже локальные офисы Nike и Adidas, а отсутствие ярких побед в еврокубках делало невозможным продажу экипировки за границей.
Спонсоры платили всего двум клубам РПЛ — "Зениту" и "Спартаку". Впрочем, и тут суммы нельзя считать такими глобальными, чтобы они сказались на финансовых показателях "олигархов" премьер–лиги. В середине 2010–х сине–бело–голубые, по данным "ДП", получали от Nike 8–9 млн евро, из которых 2 млн приходились на экипировку для клубной системы. К 2022 году выплаты сократились до 3–4 млн евро.
К примеру, английский "Манчестер Сити" сейчас получает от Puma 167 млн евро за сезон, "Реал" от Adidas — 120 млн, "Барселона" от Nike — 105 млн. И ещё каталонцы очень недовольны такими "кабальными" условиями десятилетнего договора и требуют поднять сумму до 300 млн за сезон.
Впрочем, у богатых своим причуды, а "бедные" представители российской премьер–лиги в последнее время решают другие проблемы — более тривиальные.
Сезон–2022 / 23 вышел переходным для российских клубов. Из–за санкций почти все зарубежные спортивные бренды приняли решение покинуть рынок и разорвать соглашение о спонсорстве. Клубы доигрывали в старых комплектах формы и решали, во что одеваться в следующем сезоне.
В предыдущем чемпионате наибольшее присутствие в РПЛ имел бренд Puma: половина клубов играли в форме немецкого экипировщика.
Такая популярность была связана с тем, что продукция с логотипом хищника считалась лучшим вариантом для команд по цене и качеству.
Не особо дорогая, при этом достаточно качественная и выглядит довольно стильно. Кроме того, бренд предлагал множество цветовых решений, клубы могли подобрать для себя идеальные цвета.
Вторым по популярности шёл Nike (три команды), а дальше Adidas, Joma и Jako.
Как иностранная экипировка поступает в Россию
Сейчас же зачастую непонятно, кто в чём выходит на поле. Преобладает категория "ноунейм" — команды, которые выходят в форме без логотипа производителя: либо его совсем нет, либо он тщательно закрыт рекламными принтами.
Что касается тех, кто лейблы пока не скрывает, то с экипировкой Puma остались три клуба, с трилистником Adidas — одна команда, а вот формой Nike уже никто не может похвастаться.
Американская транскорпорация объявила о полном уходе с российского рынка и в срочном порядке разорвала соглашения с "Зенитом" и "Спартаком".
Эти клубы имели полноценные контракты с брендом и помимо экипировки, причём зачастую с эксклюзивным дизайном, получали от Nike и деньги.
Adidas и Puma повели себя не так резко. Несмотря на закрытие магазинов, офисы долгое время работали. Компании явно ждали изменения политической ситуации и не торопились покидать рынок.
Впрочем, клубы РПЛ легко обходятся и без прямого контакта с европейскими брендами. Закупать форму помогают посредники вроде экипировочного центра Football–Mania и Wildberries.
Маркетплейс вообще как будто поглощает российский футбол. Сейчас эта площадка работает с пятью командами элитного дивизиона и выступает в роли технического партнёра.
Причем WB закупает экипировку у брендов напрямую и ввозит через параллельный импорт. Такая схема полезна и для иностранных фирм, которые не хотят отказываться от российского рынка, но не желают свой гешефт афишировать.
Схема простая: продукция уходит некоему ретейлеру, а тот в свою очередь распоряжается ею по своему усмотрению. Например, переправляет российскому клубу.
Приблизительно так испанская компания Joma объяснила, почему "Зенит" играет в её продукции. Тогда возник международный скандал — сборная Украины также закупалась у испанцев. Тут же Joma заявила, что не может контролировать всех покупателей, а среди них, естественно, маркетплейс.
Официальная форма сине–бело–голубых (до лета 2024 года) явно выполнена в уникальном дизайне. Оба варианта экипировки сделаны в одинаковом стиле, но в разных цветах. Домашний комплект — синий, выездной — белый с золотыми деталями. В основе лежит принт с картой Северной столицы. Joma явно очень старалась, хотя сейчас это отрицает.
Кто одевает сборную
Впрочем, большинство клубов РПЛ стремятся решить проблему с экипировкой любыми способами и совсем не заморачивались над дизайном и презентациями, выступая в странной форме без логотипов. Или стараются его закамуфлировать.
Так, например, сделали в "Сочи" — справа на груди, где по традиции должна располагаться эмблема производителя, поместили лого букмекера. Причём заметно, что южане просто перекрыли им символику Puma.
Впрочем, шила в мешке не утаишь. Злые языки утверждают, что производитель форм "Спартака", ЦСКА и "Локомотива" — та же самая Joma, которая после скандала с "Зенитом" решила перестраховаться и просто убрала свою символику с комплектов, которые, кстати, совсем не похожи на шаблоны из каталога. То есть сделаны в уникальном дизайне.
Кстати, затраты клуба РПЛ не из числа топ–5 на закупку экипировки для основной команды, по информации "ДП", составляют от 15 до 20 млн рублей на сезон.
Но есть ещё молодёжные, женские команды, академии с несколькими сотнями воспитанников — и им тоже нужна экипировка. Поэтому итоговая сумма затрат в большинстве случаев оказывается выше.
Отдельного разговора заслуживает сборная. После триумфального Евро–2008 всю форму главной команде России делал Adidas, который перехватил контракт с РФС у Nike.
Немцы должны были одевать нашу футбольную команду до ЧМ–2026, но в 2022–м остановили разработку новых футболок и заморозили контракт. В начале 2023 года технический спонсор ушёл окончательно, но оставил старую неиспользованную экипировку. Её хватило на период выбора нового партнёра, разработки дизайна и запуска производства.
Но на недавних товарищеских матчах национальной команды против Сербии и Парагвая футболисты впервые в истории наденут форму от российского поставщика: ею занимались Jogel (отвечали за техническую часть — решения по крою, ткани, вентиляции и водоотведению) и SpecialOne (дизайн).
Правда, у Jogel нет собственного производства. Большую часть экипировки для сборной России будут шить в Китае.
Но ни в Jogel, ни в РФС не видят в этом проблем. Мол, идём по пути крупнейших брендов — они тоже давно сделали ставку на Юго–Восточную Азию.