В России заработала информационная система, которая со временем объединит все виды страхования физических лиц и обеспечит доступ к страховым историям на портале "Госуслуги".
Единая автоматизированная информационная система страхования (АИСС) пока собирает данные по четырём видам — ОСАГО, каско, добровольное страхование гражданской ответственности и страхование жилья граждан.
До запуска АИСС страховщики были обязаны вести несколько общих баз, операторами и разработчиками которых были Российский союз автостраховщиков (РСА) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС). До 1 октября продлится переходный период, на время которого полномочия оператора делегированы компании НСИС — специально созданной "дочке" Банка России. Затем она станет полноценным оператором.
В течение полугода данные о страховании по закону поступают в две системы — АИС ОСАГО и АИСС. Фактически АИС ОСАГО уже вошла в АИСС как её составная часть: новая информационная система состоит из модулей по видам страхования (ОСАГО, каско и ДСАГО, жильё граждан) и модуля Бюро страховых историй, пояснили в пресс–службе НСИС.
АИСС в формате 24/7 будет предоставлять информацию гражданам по всем заключённым договорам, истории страхования и страховым случаям. Важным новшеством станет возможность запроса через "Госуслуги" в личном кабинете. Затем личный кабинет будет развёрнут и на сайте НСИС.
Пока на портале "Госуслуги" виден только полис ОМС. Добавление других видов страхования, связанных со здоровьем, вероятно, будет следующим шагом, считает основатель страховой компании–брокера "AMsec24" Антон Мельцов. Страховщикам с запуском АИСС придётся полностью выгружать данные, включая информацию о всех страховых полисах, в соответствии с новыми требованиями государства, подчёркивает он. При этом речь идёт не только об обязательных видах, но и о добровольных. Это расширяет круг данных и улучшает доступность информации для госорганов и граждан.
В процессе страхования изменения будут минимальны, говорит вице–президент по развитию бизнеса "Ренессанс страхование" Татьяна Никифорович. Но будут запрашиваться новые параметры, в том числе место рождения страхователя, тип двигателя транспортного средства, площадь жилого помещени и пр.
Процесс андеррайтинга никак не изменится, добавляет заместитель руководителя отдела розничного андеррайтинга "Абсолют Страхование" Денис Сухоруков. "Существенно менять что–либо в страховых продуктах по страхованию жилья и автостраховании мы тоже пока не планируем", — говорит он.
По словам Татьяны Никифорович, интеграцию с одной системой вести проще. Кроме того, единая система позволит снизить затраты на поддержку. Пока расходы несёт НСИС, то есть ЦБ РФ. Но с октября они так же, как и в случае с АИС ОСАГО, будут возложены на страховщиков. Сейчас по ОСАГО эти расходы включают фиксированную часть, зависящую от доли рынка, и динамическую, которая определяется числом запросов от страховой компании в системе. В НСИС утверждают, что единое технологическое решение позволяет минимизировать расходы как на стороне оператора, так и на стороне страховщиков.
Есть желание прийти к компромиссу
Как отмечает заместитель директора информационно–аналитического департамента "РЕСО–Гарантия" Евгений Афанасьев, будущие изменения при взаимодействии с системой связаны с делением видов страхования на обязательные и добровольные. Сейчас только договор обязательного страхования, то есть ОСАГО, нельзя заключить без участия информационной системы: страховщики обязаны к ней обратиться, проверить данные, получить номер договора, узнать коэффициент бонус–малус. И пока все формальности не будут выполнены, договор не может быть оформлен.
"В части добровольных видов, например в каско, такой обязанности у страховщиков нет, нам нужно лишь постфактум загрузить в АИСС уже заключённые договоры и информацию о страховых случаях. То есть обращение к АИСС на этапе заключения добровольного договора — это некая опция: мы можем справочно взаимодействовать с общей базой данных каско, что–то проверить или предварительно загрузить. Но можем этого и не делать", — продолжает Евгений Афанасьев.
С 1 октября НСИС будет уделять больше внимания чистоте данных, вводить более жёсткие требования к их качеству. По словам Евгения Афанасьева, сейчас эти вопросы обсуждаются совместно и страховщики доносят свою позицию. Например, некоторые данные, которые планируется сделать обязательными для передачи в систему, никак не влияют на степень риска, но усложняют процесс оформления полиса. "И у регулятора, и у НСИС, и у страховщиков есть осознанное желание как можно быстрее прийти к компромиссу", — подчёркивает Евгений Афанасьев.
Появятся новые возможности
Как отмечают в НСИС, со стартом новой системы у граждан появляется возможность контролировать свой портфель договоров страхования, сроки их окончания, стадию урегулирования страховых случаев, получать предложения по другим видам страхования. Страховщики, в свою очередь, получают систему мониторинга и предотвращения страхового мошенничества, скоринга потенциальных покупателей страховых услуг, возможность делать адресные предложения по страхованию, а также использовать агрегированные массивы данных для своих моделей оценки рисков, тарифов и т. д. Раньше физические лица могли получить информацию о своих страховых полисах только через приложения страховых компаний и только у крупных игроков, говорит Антон Мельцов.
По мнению директора филиала "Ингосстраха" в Петербурге Владимира Храбрых, старт АИСС положительно скажется на страховом рынке, если будут введены дополнительные требования, например, по обязательному предоставлению СНИЛС физлиц, в том числе для заключения ОСАГО. Это может повысить чистоту данных в системе.
"Мы надеемся, что НСИС сможет осуществлять проверки всех данных по базам, например по МВД (миграционной службы, базы прописок, проверки действительности паспортов и водительских удостоверений, базы регистраций ТС ГИБДД и технадзора), по “ФГИС Такси”, и своевременно передавать эти данные страховщикам для заключения договоров", — говорит Владимир Храбрых.
Ранее генеральный директор НСИС Николай Галушин подтвердил, что планируется наладить обмен информацией с "Яндексом" о наличии у выходящего на маршрут такси полисов ОСАГО и страхования ответственности перевозчика.
В пресс–службе "СберСтрахования" считают, что внедрение АИСС позволит эффективнее бороться с мошенничеством. А запуск единой базы даст возможность предложить клиентам более выгодные условия страхования. Сравнение сведений в заявлении с информацией в государственных ИС и появление единой базы страховых историй, охватывающей все страховые компании, позволит снизить уровень мошенничества, считает Татьяна Никифорович.
“
Начало работы ЕАИСС позволит дать дополнительный импульс развитию автострахования. Мы надеемся, что после полноценного запуска системы будет реализован проект по автоматической проверке полисов ОСАГО на дорогах страны. Это позволит увеличить число страхователей, возрастёт и совокупный объём сборов в сегменте при одновременном снижении средней премии. По нашим оценкам, для страхователей возрастёт доступность полисов, а также удобство как оформления полисов, так и урегулирования убытков, поскольку страховщики должны будут уделять больше внимания сервисной составляющей на фоне растущей конкуренции.
Евгений Шарапов
управляющий директор группы рейтингов страховых компаний агентства НКР
“
Это big data по страхованию, по аналогии с НБКИ, только под управлением ЦБ РФ. Для регулятора — это аналитика для регулирования тарифов, а значит повышения конкуренции. В привязке к системе также говорят о борьбе со страховым мошенничеством, так как данные из АИС, безусловно, будут востребованы со стороны Минфина, МВД, МЧС. Успешность идеи по повышению конкуренции тарифов и продуктов зависит от того, на каких условиях страховые компании будут в итоге получать доступ к данным. Возможно, мы увидим, что стоимость "доступа" будет закладываться в стоимость продукта. Очевидно, что для конечных пользователей система станет одним из самых валидных источников.
Каро Карапетян
генеральный директор ООО "АСТ"