Ретейл и известные бренды: в России определили точки роста для франчайзинга

Автор фото: X5 Group
Уход из России иностранных брендов заметно отразился на рынке франчайзинга. От года к году увеличивается количество как покупателей франшиз, так и самих франчайзинговых компаний. Это объяснимо: гораздо проще запускать бизнес с опорой на большую компанию, по траектории, разработанной профессионалами, гораздо комфортнее, чем действовать методом проб и ошибок.
РБК изучил данные Роспатента о числе новых франшизных договоров за 2023 год. Выяснилось, что этот рынок теперь на 87% сформирован из российских концепций, причём самой востребованной сферой стал ретейл.
На посвящённом франчайзингу круглом столе "Делового Петербурга" много говорилось о том, что этот рынок в России довольно молод и на сегодня имеет огромные возможности для роста. По подсчётам Роспатента, с 2010 года франчайзинг вырос в 10 раз и продолжает расти минимум на 15-20% в год.
Общий объём рынка оценивается в 2,5 трлн рублей, это 1,5% ВВП, и при благоприятном развитии способен увеличиться в два с лишним раза — как в странах, где франчайзинг начал развиваться гораздо раньше. Динамика отслеживаются по тому, что количество зарегистрированных договоров за прошлый год выросло почти на 5%, а за последние 5 лет — в полтора раза. Особенно востребованы франшизы в торговле — сфера ретейла шире всего представлена в рейтинге РБК.
Внутри этой сферы одним из самых динамичных брендов по приросту спроса предпринимателей стала "Пятёрочка". Сеть её франчайзинговых точек насчитывает 345 магазинов в разных регионах России, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а число заявок на франшизу выросло за год на 60%.
Основательница каталога franshiza.ru Нина Семина объясняет это тем, что у торговой сети отсутствуют весомые конкуренты по формату и ценовому сегменту.
"Пятёрочка" использует так называемую модель обратного франчайзинга — по этой схеме компания берёт на себя все вопросы по товарообороту, ценообразованию, логистике и маркетингу. Покупатель франшизы не платит роялти, но первоначально инвестирует в торговое помещение и оборудование, а когда магазин начинает работать, то каждый месяц получает долю от выручки как агентское вознаграждение.
"Обращает на себя внимание статистика открытий точек от действующих партнёров: как правило, одним магазином они не ограничиваются", — говорит директор департамента франчайзинга "Пятёрочки" Михаил Кольцов.
Для россиян запуск бизнеса по франшизе стал доступным способом начать своё дело или зайти на интересующий рынок под уже известным брендом. Если смотреть с точки зрения стабильности, то продуктовый ретейл даже опережает иные сегменты рынка.
Если вспомнить самые сложные периоды последних нескольких лет, то можно заметить, что в пандемию торговля товарами первой необходимости не просела, а сервисы доставки помогли ей даже подрасти. В 2022-м отрасль тоже сумела ответить на возникшие трудности, связанные с логистикой и уходом ряда поставщиков.
По факту у ретейла получилось заново выстроить необходимые цепочки поставок, восполнить десятки тысяч позиций и не допустить дефицита ни в одной из товарных категорий.