В понедельник, 22 апреля, — очередная годовщина со дня рождения вождя мирового пролетариата, чей образ в советском кинематографе прошёл впечатляющую эволюцию.
Впервые экранный Ленин в советском кино появляется в 1927 году — в эпическом полотне Сергея Эйзенштейна "Октябрь" и фильме "Москва в Октябре" Бориса Барнета. Картины снимались, разумеется, к юбилею революции. Непрофессиональный актёр — уральский рабочий Василий Никандров, портретно невероятно схожий с Ильичом, сыграл его роль в обоих фильмах. Художественные достоинства этих работ оценили позднее, а в год выхода Эйзенштейна критиковали за чрезмерное увлечение фигурой Керенского и избыточную метафоричность в ряде эпизодов, усилия же Барнета почти никакого отклика в прессе не получили.
На экран Ленин вновь вернётся лишь через 10 лет, во времена Большого террора. В 1937 году Михаил Ромм в авральном режиме снял первую часть будущей кинодилогии о вожде — "Ленин в Октябре". Заглавную роль сыграл блестящий театральный актёр Борис Щукин, в чьей фильмографии ничтожно мало киноработ, но одна стала образцовой на десятилетия. Ещё во время учёбы в Студии Евгения Вахтангова Щукин проявлял склонность к буффонаде, гротеску, эксцентрике, а одной из самых его известных сценических ролей был Тарталья в знаменитой "Принцессе Турандот" (1922). В этом случае Ленин не мог и не стал похожим на бронзовую статую, знак, символ. У Щукина получился герой обаятельный, живой, любопытный, энергичный, с огоньком в глазах.
Такая версия вождя не понравилась его родственникам, но зато понравилась всем остальным и с того момента служила каноном, ориентиром, примером, как должно быть.
Вторым Лениным, правда несколько потерявшимся на фоне щукинско–роммовского, стал сыгранный Максимом Штраухом в хрестоматийном "Человеке с ружьём" (1938) Сергея Юткевича. Всего же актёр 6 раз появлялся на экране в этом образе, последний — в 1965 году. Штраух, начинавший театральную карьеру у Всеволода Мейерхольда, тоже был актёром эксцентрическим и гротескным, создавал яркие сатирические образы, однако в его трактовке вождь был интеллигентен, немного застенчив, внимателен к окружающим и не любил лишнего внимания.
Остальные Ленины сталинского кинематографа выходили не столь впечатляющими (Константин Мюффке в "Великом зареве", Николай Колесников в "Свете над Россией", Павел Молчанов в "Незабываемом 1919–м"). Причины этому не столько эстетические, сколько идеологические: первенство в деле революции отдавалось Сталину, а Ленин служил хотя и важной, но всё–таки частью общего фона.
Больше Лениных, неожиданных и разных
В 1950–1970–е советские кинематографисты внесли самый большой количественный вклад в кинолениниану. Такого разнообразия, какое пришлось на этот период, не случалось ни до ни после. Традиционная трактовка образа вождя сохранялась практически до конца 1950–х ("Вихри враждебные", "Они были первыми", "По путёвке Ленина", "В дни Октября", "Пролог" и др.): по экрану ходили Ленины, к которым зрителей приучили ещё в 1930–е, только всё больше бронзовеющие и превращающиеся в памятник прямо на глазах.
В 1957 году Валентин Невзоров снимает "Семью Ульяновых", где появляется не привычный Ильич, а гимназист Володя Ульянов (Владимир Коровин) — юный, стремительный и узнаваемый лишь по лёгкой картавости. Дальше — больше! В 1961 году 34–летний Юрий Каюров дебютирует в кино именно ролью Ленина в фильме Анатолия Рыбакова "В начале века". Предложенная трактовка ещё сильнее отступала от канона, сформированного почти четверть века назад: этот герой был порывист, явно не робкого десятка и, конечно же, современен. Впоследствии актёр играл вождя ещё 17 (!) раз. Самым же известным его исполнением считается работа в мастерском документальном триллере Юлия Карасика "Шестое июля" (1968) — экранизации одноимённой пьесы Михаила Шатрова, где реконструировались реальные исторические события и действовали реальные исторические личности, ранее кино не слишком жалуемые. Здесь Ленин оказывался расчётливым, хладнокровным, внешне лишённым эмоций политическим тактиком и стратегом и одним из многих участников этого сюжета.
Ленина в трёх возрастах сыграл Родион Нахапетов в дилогии Марка Донского "Сердце матери" — "Верность матери". Большого удовлетворения от этой работы молодой актёр не получил, но с поставленной задачей справился достойно.
Пожалуй, самым неожиданным выбором на роль вождя можно назвать Иннокентия Смоктуновского и Андрея Мягкова. Оба актёра играли Ильича дважды: Смоктуновский — у Ильи Ольшвангера ("На одной планете", 1965) и Леонида Квинихидзе ("Первый посетитель", 1966), Мягков — у Марка Донского ("Надежда", 1973) и Леонида Гайдая ("На Дерибасовской хорошая погода", 1992). Если помнить, что за год до своего первого Ленина Смоктуновский был Гамлетом в фильме Григория Козинцева, а сразу после — Юрием Деточкиным у Эльдара Рязанова, нетрудно вообразить, каким в итоге получился этот герой — глубоко погружённым в себя, пребывающим в реальности, которая больше выглядела как плод его же фантазии, к тому же постоянно ускользающей. А Ленин Мягкова оказался стеснительным, влюблённым в юную, прелестную Наденьку Крупскую (Наталья Белохвостикова) и вёл себя соответствующе. В гайдаевской комедии Андрей Мягков выдаст смешную, пусть и грубоватую пародию на сакральный образ. Впервые в отечественном кино.
В роли Ленина в разное время снимались также Михаил Ульянов ("Ленин в Швейцарии" Григория Александрова и Дмитрия Васильева, 1965; "Штрихи к портрету" Леонида Пчёлкина, 1967–1970; "На пути к Ленину" Гюнтера Раша, 1970), Кирилл Лавров ("Доверие" Эдвина Лэйна и Виктора Трегубовича, 1977; "20–е декабря" Григория Никулина, 1981), Юрий Шлыков ("Страницы жизни" Юрия Борецкого, 1987), Иван Косых ("Враг народа — Бухарин" Леонида Марягина, 1990) и многие другие, продолжая с разной степенью успеха поддерживать миф о Вожде.
Деканонизация и демифологизация
В перестройку начался процесс развенчания коммунистических вождей, в том числе и в кино. Одними из первых встали на путь борьбы с мифом и каноном Владимир Студенников и Михаил Григорьев, сняв задорный гротеск "Комедия строгого режима" (1992). На роль ничтожного, затюканного заключённого, которому судьба дарит шанс выйти в тюремной постановке в облике Ленина, пригласили Виктора Сухорукова. По мере репетиций его Григорий Зуев обретает подобающие замашки и начинает вести себя так, словно он и есть реальный вождь.
Но самому кардинальному реформированию известный образ подвергся в кинокартине Александра Сокурова "Телец" (2000). Прежде можно было видеть Ленина, произносящего речи, путешествующего по заграницам, влюблённого, на грани нервного срыва, политически расчётливого, заботливого, какого угодно, но только не умирающего. Вершитель революции в исполнении Леонида Мозгового уже не жив, но ещё и не мертв. При этом он пытается продолжить управление миром, который придумал и начал создавать. Эта кинокартина по сути завершает отечественную кинолениниану, длившуюся почти шесть десятилетий. Хотя когда и кто поставит окончательную точку в столь удивительном киножанре и поставит ли вообще — даже предположить не представляется возможным.