Оживление рынка новых легковых машин в России ознаменовалось и рекордным объёмом выданных автокредитов.
В январе–марте 2024 года в России выдано автокредитов более чем на 500 млрд рублей. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (220,4 млрд) и рекорд за всё время наблюдений. В том числе в Петербурге этот показатель вырос до 26,3 млрд рублей по сравнению с 14,3 млрд в I квартале 2023–го, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Город вошёл в топ–3 регионов по этому показателю, заняв третью строчку после Москвы и Московской области.
При этом банки выдали и рекордное количество автозаймов в штуках — 353 тыс. по стране, что на 99,2% больше, чем годом ранее (177,2 тыс. в январе–марте 2023–го). Такие значительные темпы объясняются прежде всего эффектом низкой базы, ведь в начале прошлого года наблюдался дефицит новых автомобилей.
Ключевая ставка не пугает покупателей
Вместе с тем в начале 2024–го значительно выросли продажи машин. Одним из факторов стало изменение с 1 апреля порядка начисления утилизационного сбора на автомобили, ввозимые через страны ЕАЭС. Это, по мнению многих покупателей, может привести к росту цен, пояснил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Он также отметил всевозможные акции и скидки от дистрибьюторов, которые старались сократить затоваренность своих складов.
Россияне продолжают активно покупать автомобили в кредит даже при ключевой ставке ЦБ 16%, подтвердил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов на конференции "Автостат. Оперативка". Достаточно серьёзная часть автопроизводителей субсидирует кредиты на какой–то ряд моделей, которые нужно реализовать, отметил он. Кроме того, покупки совершали, ориентируясь на то, что цены с 1 апреля могут вырасти и высокая стоимость кредита "перекроется" увеличением цены на автомобиль.
На рынке подержанных машин прирост объёма покупок в кредит тоже есть, хотя он и ниже: автовладельцы не ожидают, что цены на машины с пробегом будут так сильно расти. По данным "Автостата", средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за первые 2 месяца текущего года увеличилась на 31% и достигла примерно 3,33 млн рублей, легковушки с пробегом — 1,16 млн рублей (+18%).
По оценке аналитиков платформы "Е–кредит", средняя ставка по автокредиту на новые легковушки сегодня составляет 16–17% годовых (в октябре это было 11%, в январе — 18%). По автокредитам на автомобили с пробегом средняя ставка кредита оценивается в 20–21% годовых.
Продажи новых автомобилей в России по итогам I квартала текущего года действительно продемонстрировали очень позитивную динамику. Так, по оценкам Минпромторга, в целом продажи в стране выросли на 74% к аналогичному периоду прошлого года и достигли 391,9 тыс. штук. "При этом рынок новых автомобилей отечественного производства превысил 167 тыс., что на 31% больше показателей I квартала 2023 года", — отмечалось в сообщении министерства. В том числе продажи легковых автомобилей увеличились на 86% (до 328,9 тыс.), лёгких коммерческих — на 55% (до 28,8 тыс.), грузовиков — на 10% (до 28,7 тыс.), автобусов — на 18% (до 5,5 тыс.).
Схожие цифры привёл и комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По его оценке, в I квартале общие продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей превысили 249 тыс. штук без учёта альтернативных каналов поставок и почти 333 тыс. — с их учётом.
Это высокие результаты, отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. По его мнению, существенный рост предложений соответствовал крайне высокому спросу, который, в свою очередь, стимулировали адаптационные меры господдержки. Дополнительным фактором также стали введённые с 1 апреля изменения исчисления утильсбора. Кроме того, I квартал ознаменовался запуском локальных производств на заводах, которые находились в простое, включая петербургский Solaris.
Агентство "Автомаркетолог" оценивает рост регистраций новых легковых автомобилей за I квартал на 88,5%, до 358,5 тыс. В региональном разрезе больше всего машин было продано в Центральном федеральном округе (131,9 тыс.), за которым следует Приволжский (77,9 тыс.). На третьей строчке расположился Северо–Западный федеральный округ, в котором число регистраций увеличилось до 41,2 тыс. (22,2 тыс. годом ранее).
Lada только третья
В свою очередь в Петербурге в I квартале зарегистрировали 17,8 тыс. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 73% превысило результаты аналогичного периода прошлого года, подсчитали в "Автомаркетологе" вместе с дилерской сетью ГК "Прагматика". Так, в марте в городе поставили на учёт почти 8,2 тыс. новых автомобилей, что стало лучшим месячным результатом за последние 2 года.
В лидерах по популярности снова оказались китайские автобренды. Продажи Geely выросли в 3 раза и составили почти 2,2 тыс. штук. Впрочем, в марте лидером по числу продаж стала марка Haval, она же заняла к концу квартала второе место (2 157 проданных единиц), а на третьем оказались автомобили Lada (2129). Также в пятёрке — Сhery (1726) и Changan (1263).
А самым востребованным автомобилем в Петербурге за первые 3 месяца года стал кроссовер Haval Jolion.
“
"Для петербургского автомобильного рынка на ближайшие месяцы объём продаж 8 тыс. автомобилей станет базовым уровнем. Дополнительным стимулом для рынка станет сокращение объёмов параллельного импорта, что приведёт к стабилизации официальных поставок автомобилей", — отметил коммерческий директор сети "Прагматика" Александр Шапринский.
Объём параллельного импорта в России по итогам I квартала аналитики "Автостата" оценивают в 295,7 тыс. легковых машин. Подавляющее большинство из них — это легковые автомобили в возрасте до 3 лет, которых ввезли 212,4 тыс. штук. Это в 2,5 раза больше, чем за 3 месяца прошлого года, уточнили в агентстве.
Цель — 1,3 млн
Эксперты в целом оценивают перспективы текущего года позитивно, хотя не исключают, что в апреле или в конце лета рынок может продемонстрировать спад.
По прогнозу комитета автопроизводителей АЕБ, исходя из наметившихся тенденций и если не произойдёт существенных негативных изменений, в 2024 году рынок достигнет 1,3 млн новых проданных автомобилей.
Аналогичный прогноз сделали в "АСМ–холдинге". "Мы считаем, что в дальнейшем надо принимать меры по стимулированию инвестиций китайских автопроизводителей в создание и развитие локальных производств, аналогичных созданным в России автоконцерном Great Wall Motor", — говорит заместитель генерального директора "АСМ–холдинга" Александр Ковригин.
По его оценке, доля продаж легковых автомобилей, привезённых в Россию из Китая в I квартале, достигла практически 60%. Это без учёта автомобилей, произведённых в России из китайских машино–комплектов под отечественной маркой. "Такая ситуация, по нашему мнению, создаёт сильные угрозы выживания автокомпонентной отрасли России и развитию отечественного автомобилестроения", — отметил он.