Российские и азиатские ретейлеры продолжают заполнять площади в торговых центрах Москвы и Петербурга. Эксперты прогнозируют, что к лету вакантность в них может сократиться до уровня 2019 года и составит 5–6%.
Об этом сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные Nikoliers. По подсчётам аналитиков, в Москве вакантность за первые три месяца 2024 года сократилась до 7,6% — на 2,4 процентного пункта относительно четвертого квартала 2023. В Петербурге этот показатель упал на 0,1 процентного пункта — до 6,2%.
О возврате уровня вакантности к докризисному говорят и другие эксперты. Уже сейчас в топовых локациях свободны не более 5% площадей. В первом квартале на рынок Москвы вышли 11 новых зарубежных брендов. Из них шесть марок — из Китая и Южной Кореи.
По данным NF Group, в январе—марте 2024 года в Москве сдали 42,7 тыс. м2 новых торговых объектов. Всего в текущем году планируется сдать ещё 284,3 тыс. м2, что в восемь раз превысит уровень 2023 года.
Арендные ставки пока остаются на уровне 2022 года. Эксперты объясняют это недостаточно выраженным ростом оборотов арендаторов. Кроме того, ретейлеры из России и "дружественных" стран часто не готовы заключать контракты с жёсткими условиями. Поэтому доходность торговой недвижимости снизилась.
По оценкам специалистов, в Петербурге около 80–90% торговых центров нуждаются в реконцепции. Без обновления качество арендаторов и трафик в них будут неизбежно падать. Однако затраты могут достигать 30% от стоимости объектов и в условиях снижения доходов большая доля собственников предпочитает собирать более скромные, но стабильные доходы.
Как писал "Деловой Петербург", в начале апреля маркетплейс Сбера "Мегамаркет" договорился с сетью торговых центров "Мега" об аренде площадей, которые ранее занимали магазины IKEA . Компания займёт 400,7 тыс. м2, освободившихся в 14 ТЦ после ухода шведского ретейлера с российского рынка.
Потенциальным кандидатом на площади IKEA также называли компанию "Основа". Однако в итоге она приобрела торговый центр "Гудзон" в Москве у Fort Group Максима Левченко.