"ДП" предлагает подборку малоизвестных советских кинокартин о Великой Отечественной войне.
Ежегодно в канун 9 Мая телеканалы выдают один и тот же набор кинофильмов, лишь изредка отступая от привычного репертуара. Но о войне снимали много, есть среди советского наследия фильмы, которые сейчас не попадают в сетку каналов, хотя были успешны в прокате. Впрочем, были и другие, которые предали забвению всего после нескольких сеансов.
"На дальних берегах" (1958, режиссёр Тофик Таги–заде)
В Триесте и его окрестностях действует интернациональный партизанский отряд. Основным добытчиком важнейшей информации является разведчик под кодовым прозвищем Михайло (Нодар Шашик–оглы), успешно мимикрирующий под вражеского офицера, когда того требует дело. Помогают ему Веселин (Николай Боголюбов) и связная Анжелина (эффектная красавица Агния Елекоева). Дерзость Михайловых акций приводит в бешенство гестапо: за голову неуловимого храбреца назначают внушительную сумму и на него объявляется охота.
Сюжет, рассказанный в повести, написанной Имраном Касумовым и Гасаном Сеидбейли и экранизированной Тофиком Таги–заде, не выдуман, и действуют в нём реально существовавшие люди, одним из которых и был Михайло, или Мехти Гусейн–заде — 23–летний азербайджанец, спланировавший и совершивший немало диверсий. В фильме Таги–заде, понятно, полно идеологического пафоса и прямолинейных посылов. Но куда от них можно было деться в то время? Лучшие же эпизоды — те, в которых детективу и триллеру ничего не мешает. А сцена казни негодяя Карранти (Лев Бордуков) поставлена по всем правилам первоклассного нуара. И советский зритель с удовольствием проголосовал за такое кино: в 1958 году его посмотрели 27,5 млн человек.
"Двое в степи" (1962, Анатолий Эфрос)
Июль 1942–го, идёт сражение за Дон, советские войска вынуждены отступать и передислоцироваться. 20–летнего начхимслужбы полка Огаркова (Валерий Бабятинский) отправляют в дивизию с приказом о необходимости перемещения. Однако молодой лейтенант, не имеющий достаточного боевого опыта и плохо ориентирующийся на местности, теряет дорогу, всю ночь блуждает по степи, задание в итоге не выполняет, а дивизия попадает в окружение. Героя приговаривают к расстрелу и под конвоем немолодого и неразговорчивого Джурабаева (Асу Нурекенов) направляют в другую часть, где приговор и будет исполнен. И неожиданный дуэт отправляется в путь.
С конца 1950–х в кино о Великой Отечественной начались ощутимые перемены: в центре внимания сценаристов и режиссёров теперь оказывались не полководцы и генералы с полковниками, а младшие офицеры и рядовые, которые и испытали на себе весь кошмар и ад войны. Истории стали камернее, зритель следил за внутренними переменами небольшого количества героев, попадавших в запредельные обстоятельства. Так и в картине Анатолия Эфроса, открывающейся титром "Это — история преступления. И его искупления". Юный Огарков помещается в пограничную ситуацию, выхода из которой, кажется, нет вовсе. Всю картину он находится словно в полузабытьи, смирившись с неизбежностью грядущей смерти. Более того, он сам её безуспешно ищет. И в конце концов искупает то, что военный трибунал квалифицировал как невероятное злодеяние.
"Восточный коридор" (1966, Валентин Виноградов)
Одного из подпольщиков, с подачи гитлеровцев, подозревают в предательстве. И теперь остальным необходимо разобраться и понять, действительно ли среди них есть стукач. Под подозрение попадают абсолютно все.
История о белорусском подполье, их попытках спасти выдающегося учёного, уничтожении гитлеровцами еврейского гетто похожа на безумную фантасмагорию. Всё привычное в реальности оккупированного города, где разворачивается основной сюжет, смещено, сорвано со своих мест, реальность вывернута наизнанку, размыта, скособочена, что бесконечно акцентирует виртуозная камера оператора Юрия Марухина. Новая действительность настолько невыносима и зыбка, так часто утекает сквозь пальцы, что в какой–то момент один из героев кричит: "Дайте мне другую войну!" Подпольщики в "Восточном коридоре" выглядят непривычно не только для того времени — они без конца сомневаются в верности своих выводов и решений, не уничтожают одним махом всех вокруг и не слишком преуспевают даже в хорошо спланированных действиях. До самого финала остаётся непонятным, кто же тут свой, кто — чужой. И есть ли вообще эти чужие.
Невероятную, исключительную по своим кинематографическим качествам кинокартину Виноградова не приняли, причём не чиновники, а коллеги: её убрали из программы Всесоюзного кинофестиваля 1967 года с формулировкой за "антихудожественность" и "эстетизацию жестокости". Режиссёра и вовсе уволили с киностудии, отстранив таким образом от профессии. "Восточный коридор" пребывал в забвении дольше, чем другие неугодные советские киноленты, и заново был открыт позже остальных.
"Безумие" (1968, Кальё Кийск)
В конце Второй мировой в замок, где размещается психиатрическая лечебница, является отряд солдат во главе с офицером — для уничтожения пациентов. И вероятнее всего, персонала тоже. Чтобы спасти жизни неполноценных людей, каковыми их считают нацисты, главврач (Волдемар Пансо) пускает слух, что здесь спрятался британский шпион. На место прибывает штурмбанфюрер СС Виндиш (Юри Ярвет) и, надев белый халат, учиняет расследование.
Для Кальё Кийска тема войны была не нова. За 3 года до "Безумия" он снял "Им было восемнадцать" (1965), а ещё раньше "Июньские дни" (1957) и "Ледоход" (1962). Но пожалуй, только в "Безумии" метафоричность так сильно сгущена и читается так легко. Виндиш, допрашивающий пациентов, постепенно перестаёт отличать настоящее от вымышленного и начинает сходить с ума. А подозреваемые один другого краше: Вождь (Вацлавис Бледис) произносит выспренние речи и требует исполнения его прихотей, Софи (Маре Хелластэ) рассказывает о доносах на друзей и близких и об отношениях с неким высокопоставленным офицером, экс–редактор Эдуард (Валерий Носик) сообщает, что его рукой водил дьявол, когда он писал статью, запрещённую к публикации. Картину, исследующую механизмы власти и насилия, показали лишь в республиканском прокате и позже предпочли о ней тихо забыть. Из небытия её извлекли почти четверть века спустя.
"Дерзость" (1971, Георгий Юнгвальд–Хилькевич)
Андрей Клименко (Николай Олялин) и старшина Николай Белоус (Владимир Гуляев) волею судьбы оказываются в оккупированном немцами городке. Там они находят жену их погибшего товарища Нонну (Валентина Гришокина) и с её помощью выправляют новые документы, прикидываясь местными коммерсантами. Такое прикрытие позволяет совершать антинемецкие операции одну невероятнее другой. Меж тем Клименко жаждет большего, когда выясняется, что неподалёку построен подземный комплекс "Вервольф", где разместилась восточная ставка Гитлера.
К аномальности происходящего на экране привыкаешь очень быстро: уж слишком убедителен Николай Олялин в роли дерзкого одиночки, имеющего сверхамбициозный замысел. Так же быстро перестаешь удивляться, почему немцы говорят только по–русски, причём без всякого акцента. Будущий режиссёр советских "Трёх мушкетёров" снял на материале Великой Отечественной войны лихой приключенческий боевик, в котором логике отводится примерно предпоследнее место. Однако этот недостаток ничуть не мешает следить за бодрым сюжетом и переживать за безбашенных персонажей, плюющих на разумные доводы и прущих к цели с упорством, которое не может не восхитить.
В год проката "Дерзость" вошла в первую десятку, собрав в кинотеатрах 35 с лишним миллионов зрителей. И что возразишь на такой результат?!