Девелоперский продукт начал стремительно эволюционировать около 10 лет назад — двигаясь от решений внутри домов к общественным пространствам. И сегодня мы наблюдаем новый этап, когда в проекты уже закладываются возможности для развития, активного долголетия, уменьшения стресса и качественно нового уровня жизни с учётом психофизиологических особенностей человека.
Правила игры во многом изменила пандемия: она вскрыла проблемы "неблагоприятной" среды на разных уровнях. Ответом стали новые продукты от девелоперов — в 2020-2021 годах сразу несколько московских и петербургских компаний заявили о создании детских и/или спортивных площадок нового типа. К их разработке подключили представителей научного сообщества, профильных специалистов, производителей оборудования. Кроме того, на рынке появились акценты на умных решениях, которые упрощают быт и повышают уровень безопасности, — и в границах квартиры, и в пределах дворовой территории. Проекты ландшафтного дизайна тоже вошли в тренд "функциональности и практичности". Таким образом игроки рынка в разных вариациях стали сочетать элементы для большего уюта будущих жителей.
Продуманный комплексный подход к развитию территории даёт определённые дивиденды девелоперу, так как является одним из значимых нефинансовых факторов выбора жилья, поясняет директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев. "Основной тренд направлен не на какие-то конкретные элементы благоустройства, а на подход — осмысленное формирование комфортной среды", — добавляет эксперт.
“
Прогрессивные игроки рынка пошли ещё дальше — соединив комплексный и научный подходы в поисках ключей к пониманию, как обеспечить жителям не просто комфорт, а предоставить стимулы к позитивным изменениям в их жизни. "Сегодня когнитивные науки, такие как нейробиология, поведенческая психология, активно изучают различные аспекты организации городской среды, её архитектуры и дизайна. В фокусе исследований их влияние на изменения структур мозга и, как следствие, на ментальное и физическое здоровье в целом", — рассказывает доцент кафедры дизайна архитектурной среды Архитектурного факультета СПбГАСУ Надежда Керимова.
Эксперт принимает участие в подобных исследованиях с коллегами из Высшей школы экономики и отмечает, что компаний, которые используют научно обоснованный подход в проектировании городской среды, немного, но эти девелоперы заглядывают в будущее. "На мой взгляд, применение данных самых актуальных исследований позволит конкретным компаниям сделать прорыв в подходах к организации жилой среды, уйти от штампов, стать новаторами, создать пилотные проекты, получить как преимущество внимание и интерес покупателей", — уверена Надежда Керимова.
В данном случае среда будет не просто учитывать текущие потребности, ей предписано самой идеей постоянно совершенствоваться. Важно, что эффект даёт комплексность: когда учтены самые разные аспекты в окружении человека, влияющие как на настроение, так и на его мотивацию, стремление саморазвиваться, жить яркой жизнью именно сейчас, меняться самому и помогать другим. Это будущее, которое уже имеет вполне конкретные очертания, а главное — инструменты. И у читателей "ДП" есть возможность в режиме "реального времени" следить за тем, как создаётся первый такой продукт.
Хакнуть систему
Компания GloraX запустила новое направление — GloraX Lab, которое использует междисциплинарный подход, объединяя экспертов и практиков из разных научных областей для создания принципиально новых продуктовых решений в жилых проектах с учётом психофизиологических особенностей человека. Задача лаборатории — не просто создать функциональную и эстетически привлекательную среду, но уйти в глубокую проработку стандартов продукта, принимая во внимание влияние физиологических и психологических процессов, чтобы повысить качество жизни и субъективное ощущение счастья людей.
“
Долгие годы девелоперы смотрели исключительно на эстетическую и функциональную сторону продуктовых решений, но пора переходить на новый уровень и наконец понять, как среда влияет на состояние человека, и начать этим управлять. Мы точно знаем, как это сделать. Революционный подход — это когда ты не смотришь на накопленный опыт рынка и типовые достижения коллег, а полностью меняешь всю парадигму. Только глубокие научные знания и исследования с пониманием всех физиологических и психологических процессов смогут кардинально изменить сложившуюся инертную систему. Мы переосмыслим всю жилую среду глазами прогрессивного научного сообщества и представим решения, которые будут положительно влиять на опыт человека, который он получает на физическом, психологическом и когнитивном уровне", — рассказывает Дмитрий Кашинский, президент GloraX.
Дмитрий Кашинский, президент GloraX
GloraX Lab объединяет пять направлений, каждое из которых возглавляют признанные эксперты. Так, в состав лаборатории вошли специалисты по нейропсихологии и нейробиологии Полина Кривых и Василий Ключарев, известный детский психолог Лариса Суркова и педиатр-аллерголог Алексей Бессмертный, спортивный эксперт Арина Скоромная и Яна Голубева, учредитель МЛА+ в России, архитектор, урбанист.
Разработки лаборатории охватывают весь девелоперский продукт: от планировок и отделки квартир до видов растений во дворе. Исключают дефициты и устаревшие элементы, аккумулируют передовые решения, доказавшие свою эффективность, которые оперативно внедряются в продукт — через дизайн и подходы к строительству. Экосистема является обновляемой, адаптирующейся под актуальные научные изыскания.
Эксперты работают отдельно по своим направлениям и объединяют усилия, если этого требует задача. У всей команды есть чёткие сроки по реализации проекта. Так, новые концепции по озеленению территории, обустройству детских и спортивных площадок будут представлены летом 2024 года. Но уже сегодня можно узнать, какие принципы, идеи, фишки заложены в продукт комфорт-класса нового поколения. И удивиться, как зачастую простые решения способны менять жизнь к лучшему.
Хорошо и в четырёх стенах
"Исследования показывают, что большинство людей проводят 70-90% своего времени внутри помещений. Насколько строители современного жилья используют достижения науки для того, чтобы сделать его более полезным и комфортным для жизни?" — задаёт вопрос Василий Ключарев, профессор, заведующий лаборатории в Институте когнитивных нейронаук. Эксперт участвует в разработке рекомендаций для компании GloraX с целью создания научно обоснованных стандартов современной жилой среды.
“
Идеи нейробиологии и когнитивных наук легли в основу нейропроектирования, научного направления, изучающего влияние городской среды на мозг и здоровье жителей. Сканирование мозга и другие когнитивные технологии позволяют объективно оценить, какие свойства жилой среды положительно влияют на людей, создают дополнительный когнитивный резерв в разном возрасте", — поясняет Василий Ключарев.
В тандеме с экспертом по данному направлению в GloraX Lab работает Полина Кривых, психофизиолог, лектор, автор канала "Редакция.Наука", спикер TEDx. Она рассказала, что команда разрабатывает эргономичную и продуманную с точки зрения психофизиологии среду, чтобы человек ощущал себя комфортно в собственном доме. "Ведь из множества неудобных мелочей может складываться постоянный фоновый стресс — наша задача этого избежать и таким образом повысить качество и уровень жизни", — говорит Полина Кривых.
Полина Кривых, психофизиолог, лектор, автор канала Редакция.Наука, спикер TEDx
При этом отдельное внимание эксперты уделяют возможности для клиента кастомизировать квартиру под себя. Это позволит дать человеку ощущение контроля над собственной жизнью. Если оно теряется, возникает стресс и может развиться выученная беспомощность, рассказала Полина Кривых. Из важных деталей — вопрос освещения. Специалисты продумывают его согласно биоритмам: утром человек будет получать дополнительную энергию и заряд бодрости, а вечером перед сном оно не будет препятствовать выработке мелатонина, что в результате поможет наладить режим.
Квартальная профилактика
"Мы с коллегами видим активную потребность людей уже не просто обращаться к врачам с проблемой, но создавать превентивные условия для здоровой жизни", — делится наблюдениями педиатр, врач аллерголог-иммунолог, эксперт лаборатории биохакинга GloraX Lab Алексей Бессмертный. Это направление отвечает за создание среды, положительно влияющей на физическое здоровье жителей, и включает разработку новых стандартов социальной инфраструктуры с фокусом на снижение сезонных заболеваний и безопасность.
“
Нас делает наше окружение, и это не только про людей, — замечает Алексей Бессмертный. — Ширина дверей, удобство их открытия, свет, звук и запах в подъездах. Решения для очистки воздуха и воды, которые позволят минимизировать влияние негативных факторов городской среды. И ещё много-много мелочей, учтя которые и улучшив можно создать более комфортную, здоровую и привлекательную среду для жителей".
Алексей Бессмертный, педиатр, врач аллерголог-иммунолог
В качестве примера эксперт привёл "умное озеленение" — выбор для придомовой территории деревьев, снижающих риск сезонной аллергии и минимально накапливающих пыль на кроне, при этом дающих комфортную уютную тень.
Никуда без технологий
Создание детских игровых пространств в массовом сегменте недвижимости тоже подвержено трендам — в результате многие дворы при всём разнообразии МАФов идеологически стали “типовыми”, отмечают эксперты. При этом исследователи считают, что вошедший в моду экостиль не всегда способствует разностороннему развитию подрастающего поколения. В итоге — пустующие зоны для игр во дворах, которые просто не интересны малышам. Поэтому вопрос проектирования пространств для детей сегодня имеет особое значение для девелоперов.
“
Детская площадка должна быть "гостеприимной" и интересной для ребят разного возраста, обеспечивая им безопасную среду для игр и развития, поясняет позицию экспертов лаборатории психолог-консультант, кандидат психологических наук Лариса Суркова. "К сожалению, в век желания родителей развивать мелкую моторику детей они совсем забывают, что гораздо важнее для мозга крупная моторика. А мультиками и гаджетами вообще что-либо развить сложно. Но дети не ходят на скучные и бесцветные площадки, где невозможно, двигаясь, развиться и давать волю воображению и фантазии".
Лариса Суркова, психолог-консультант, кандидат психологических наук
Другая проблема с современными "классическими" спортивными площадками, отмечают в GloraX Lab: они комфортны только для тех, кто профессионально занимается или понимает технологию развития разных групп мышц, рассказывает директор департамента франчайзинга сети фитнес-клубов WorldClass Марина Мартынова. В результате аудитория площадок сужается — оборудование неадаптивно к потребностям обычных людей, они просто зачастую не понимают, что делать с тренажёрами и инвентарём, даже если действительно хотят заниматься спортом, который сегодня становится частью образа жизни современного человека, уточняет эксперт.
"Возможности, пол, ограничения — всё это становится барьером к занятиям во дворе. Мы приступили к разработке нового стандарта физиологической спортивной инфраструктуры с учётом универсальности, дружелюбности оборудования. Особое внимание уделим развитию спортивных объектов в конкретных локациях, регионах с разными климатическими и социальными особенностями. Определим универсальные и кастомизируемые решения для разных проектов", — делится планами Марина Мартынова.
Параллельно разрабатывается решение для устранения дискомфорта и неуверенности среди тех, кто пришёл на спортплощадку без "специальных знаний": эксперты создают понятное руководство к тренировкам. "На каждой спортплощадке появится QR-код с несложным приложением либо отсылкой на видео с тренировками, которые позволят использовать простые упражнения для решения конкретных задач и с учётом особенностей каждого человека, — рассказала Арина Скоромная, амбассадор спортнаправления. — Важно разумно использовать последние технологии и новшества, отражая в них реальные запросы людей. Использовать деление на определённые группы людей и соматотипы. Для беременных и молодых мам, подростков, мужчин и женщин с запросом на похудение или набор мышечной массы будут дифференцируемые тренировки с учётом физиологии и потребностей".
С двором не ошибёшься
Все решения будут объединены не только "идеологически", посредством цветовых решений и т.д. "Узнаваемость должна создаваться не через прямое брендирование элементов среды, а через применение узнаваемого подхода, основанного на ценностях и образе компании в целом, — говорит учредитель MЛA+ в России и руководитель петербургского офиса компании Яна Голубева, которая входит в команду лаборатории средового дизайна. — В наше время девелоперы научились создавать базовый комфорт, приятный для глаз. Но у этого достижения есть обратная сторона — это доминирование типовых решения в духе экодизайна. Эти решения существуют сами по себе, в отрыве от образа создаваемого продукта. Мы рады приступить к решению амбициозной и сложной задачи — как через "стандарт" создать глубокий, узнаваемый и контекстуальный дизайн открытых пространств для комплексов комфорт-класса".
Эксперт поделилась, что компании интересна задача с разных позиций. "Содержательно нам интересно подружить электрический синий GloraX с природой в городе и темой экосистемных услуг, результатами исследования других команд лаборатории, которые занимаются нейронаукой; лучшими мировыми практиками дизайна среды и современными теориями о месте, природе, игре и человеке", — уточнила она.
Таким образом, сегодня на рынке недвижимости формируется новый уровень персонализации условий для качественной жизни. А удобство наращивается в том числе за счёт устранения факторов дискомфорта, мешающих человеку раскрыть весь свой потенциал. "ДП" будет следить за проектом и развитием самой идеи.