Кикшеринговые компании расширяют спектр санкций и наказаний для нарушающих правила пользователей.
На прошлой неделе власти Петербурга расширили перечень зон, где запрещено парковаться на самокатах, добавив девять участков, включая набережные канала Грибоедова, рек Фонтанки и Мойки, а также участки набережных под мостами Александра Невского, Литейным и Кантемировским.
А в минувшие выходные более 6,1 тыс. электросамокатов, стоявших в неположенных местах, были изъяты полицией с улиц. Позднее их обнаружили на закрытой стоянке в Металлострое, ограждённой забором с колючей проволокой. Параллельно с этим за первую неделю мая пешие инспекторы городского центра управления парковками выявили около 400 нарушений правил использования самокатов. В основном речь идёт о неспешивании на пешеходных переходах, а также езде вдвоём или втроём.
Пресекают как могут
Как рассказали "ДП" в пресс–службе "МТС Юрент", сейчас компания ведёт переговоры с властями и ждёт, когда будет понятна процедура выдачи техники, чтобы вернуть самокаты в город. Перед началом сезона оператор подписал с комитетом по транспорту добровольное соглашение, которое определяет порядок работы кикшерингов в городе. "При парковке средств передвижения нами или жителями Петербурга во время аренды мы руководствуемся Правилами дорожного движения и законодательством РФ", — отметили в пресс–службе.
В Whoosh подчеркнули, что сервисом за оставление самоката в неположенном месте предусмотрен штраф: первая фиксация — 500 рублей, при повторении — 1 тыс., при очередном нарушении — блокировка аккаунта. В "Яндекс Go" напомнили, что совместно с городом обновляют "медленные" и запретные зоны для движения самокатов: в этом сезоне к ним добавилась область вокруг ЗСД. На каждом устройстве установлены IoT–трекеры — "умные модули", которые определяют местоположение самоката и дают сигнал, если транспорт заехал в зону с ограничением скорости. Максимальную скорость самокатов сервис ограничил до 20 км / ч.
Аккаунты на контроле
С начала сезона 2024 года стало очевидно, что поведение некоторых пользователей кикшеринга выходит далеко за границы дозволенного.
“
"Думаю, все операторы в течение недели существенно повысят штрафы в своих приложениях, обновив оферту. Стало ясно: только увеличение и неотвратимость наказания служат аргументом не нарушать правила", — констатирует директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
Отследить всех, кто игнорирует требования соблюдать правила, невозможно, но большинство вполне реалистично — с помощью технических возможностей самоката, а также общественного, народного надзора. Во втором случае схема понятна — прохожий, заметивший случай вопиющего нарушения, может снять его на свой гаджет и отправить фотографию оператору.
В "Яндекс Go" с начала сезона больше половины штрафов было выписано за нарушение правил парковки, треть — за езду вдвоём. В "МТС Юрент" рассказали, что с начала сезона вынесли уже около 10 тыс. предписаний и выписали около 5 тыс. штрафов в Петербурге. Чаще всего санкции применяются к любителям езды вдвоём, а также за неправильную парковку.
"Мы начали выявлять аккаунты пользователей, не достигших 18 лет, и блокировать их. Установить возраст владельца аккаунта возможно благодаря интеграции с сервисом авторизации МТС ID. Информация о дате рождения передаётся в зашифрованном виде в привязке к номеру телефона аккаунта. С начала сезона в Петербурге заблокировано более 270 аккаунтов", — сказали там. Также в компании в этом году усилили службу скаутов — они проверяют места, где пользователи чаще всего завершают поездки, и при необходимости увозят самокаты на более свободные парковочные места.
Whoosh с начала сезона в Петербурге выписал 747 штрафов и заблокировал 7676 аккаунтов нарушителей. При этом 99% поездок пользователи совершают без нарушений. В компании запустили технологию "антитандем", которая определяет поездки вдвоём. Также оператор работает над интеграцией данных банковских ID для более точной идентификации пользователей и подтверждения совершеннолетия. За поездку на самокате вдвоём выписывают штраф 800 рублей и блокируют аккаунт. Так же происходит и в случае передачи управления самокатом несовершеннолетним.
"Большинство нарушений совершается не по злому умыслу, а по незнанию. Когда пользователь получает предупреждение или штраф, он начинает ездить аккуратнее. Постоянный контроль, штрафы и пропаганда ПДД имеют ощутимый эффект, который накапливается, со временем улучшая ситуацию", — считают в компании.
Под единый стандарт
Эксперты указывают на то, что власти не понимают, как бороться с проблемой. Особенно учитывая, что она связана с ПДД, определяемыми федеральными нормами. В прошлом году в правила были внесены изменения, предполагающие, что электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) не являются аналогом велосипеда и обязаны передвигаться по тротуару.
"Исключением является наличие велополосы или велодорожки, коих в нашем городе крайне мало, — указывает исполнительный директор ассоциации “Пошли–поехали” Герман Мойжес. — Мы считаем, что необходимо создавать сеть велополос и дорожек по всему городу, а также ограничить разрешённую скорость для автомобилей до 50 км / ч. Это позволит минимизировать количество тяжёлых аварий при столкновении с СИМ и пешеходами".
Эксперт считает, что единственные, кто может наиболее эффективно бороться со злостными нарушителями, — сами участники рынка кикшеринга. В частности, они должны публиковать информацию о нарушениях и санкциях. Также важно создать сквозное блокирование аккаунтов — если пользователя банит один оператор, это должны делать и другие. Штрафы тоже хорошо бы ввести единые у всех операторов.
Ксения Эрдман отмечает, что в случае роста числа нарушений есть и опасность закрытия кикшеринга. Подобное недавно случилось в Перми. Пока это единственный российский город, который пошёл на такие меры.