Объём оплаты услуг мобильной связи офлайн достиг исторического минимума. Одной из причин этого стал отзыв лицензии у платёжной системы Qiwi.
Как подсчитали аналитики компании "МегаФон", доля офлайн–платежей за мобильную связь в I квартале 2024 года составила всего 6% — исторический минимум для этого показателя. Для сравнения: в конце 2019 года офлайн–платежи занимали 16%, и на протяжении нескольких предыдущих лет их доля оставалась практически неизменной.
Минус терминал
Ситуация стала меняться с 2020 года. Большое влияние на то, что люди стали всё чаще оплачивать мобильную связь онлайн, оказала пандемия, которая вообще изменила многие потребительские привычки. Но и после окончания самоизоляции и снятия карантинных мер большая часть абонентов решила не возвращаться в офлайн. Чаще всего для оплаты через интернет люди выбирают сайт оператора, банка или различные мобильные приложения. Соответственно основными способами оплаты услуг связи офлайн являются платежи через терминалы и банкоматы.
По мнению телеком–эксперта, автора telegram–канала abloud Алексея Бойко, в 2024 году серьёзно повлиять на сокращение доли офлайна могла ситуация, сложившаяся вокруг компании Qiwi, платёжные терминалы которой активно использовались абонентами для пополнения баланса мобильных телефонов.
"Число офлайн–способов после скоропалительного “ухода с рынка” Qiwi снизилось до совсем уж минимального — платежи через другие терминалы оплаты и банкоматы. В каком–то смысле это уже тоже близко к онлайну и безналу", — отметил он.
Напомним: 21 февраля 2024 года Центробанк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у АО "Киви Банк" из–за того, что организация, по мнению регулятора, была вовлечена в "высокорисковые операции", которые в том числе помогали вести расчёты между физлицами и теневым бизнесом. После этого перестали работать как виртуальные кошельки Qiwi, так и платёжные терминалы компании, а также система переводов Contact.
По мнению Бойко, если рассматривать не только абонентов "МегаФона", а вообще всех пользователей мобильной связи в России, то доля тех, кто продолжает платить через терминалы и банкоматы, стабильна и колеблется около 5%.
При этом у операторов есть опция оплаты услуг в салонах связи. Но их, как правило, посещают не слишком часто. Теоретически повлиять на это могут выдвинутые недавно новые инициативы Минцифры РФ.
Как ранее писал "ДП", министерство предложило внести несколько поправок в КоАП и разрешить продавать SIM–карты иностранцам только в салонах. Кроме того, 18 мая министр цифрового развития Максут Шадаев высказался, что стоит ужесточить правила продажи SIM–карт и для граждан России с сохранением возможности заключения договоров в традиционном формате. Симки россияне смогут в таком случае купить в офисах МФЦ, отделениях "Почты России", салонах связи или оформить в электронном виде.
"Я не вижу особенной связи между изменением в регулировании продаж SIM–карт и платежами. Скорее всего, доля платящих через терминалы оплаты и банкоматы продолжит медленно снижаться, но этот процесс растянется на годы, если, конечно, кто–то не попробует под каким–либо предлогом вновь ввести в стране ограничения мобильности населения, как во времена пандемии", — замечает по этому поводу Бойко.
Моментально на счёт
Как рассказали "ДП" в пресс–службе МТС в Санкт–Петербурге и Ленинградской области, почти 95% всех платежей от абонентов по стране у оператора проходит именно в онлайн–режиме. Основные инструменты — приложение "Мой МТС", сайт компании, онлайн–сервисы (например, мобильные банки), нередко в формате автоплатежей. Пополнение баланса через интернет наиболее востребовано у пользователей, потому что этот способ прост, удобен и деньги мгновенно зачисляются на необходимый счёт, добавили в компании.
"Спрос на онлайн–платежи постоянно растёт, поэтому мы развиваем собственные решения для оплаты экосистемных сервисов. Это упрощает путь для клиента. Мы стремимся перевести в цифру все сервисы и процессы, чтобы человек, пользующийся связью, мог в режиме единого окна и онлайн решать все свои вопросы", — прокомментировали в МТС.
В "МегаФоне" отметили, что оплатить услуги связи офлайн у них можно наличными в салонах объединённой розницы "МегаФона" и Yota, а также через терминалы оплаты и банкоматы.
Реже, но надёжнее
Ещё одна тенденция, которую подметили в "МегаФоне", — абоненты стали чаще выбирать ежемесячный график пополнения баланса. Три года назад количество абонентов, которые оплачивали сотовую связь ежемесячно, составляло чуть менее 40%. Сейчас этот показатель превысил 46%. При этом доля пользователей, предпочитающих пополнять счёт на несколько месяцев вперёд, остаётся практически неизменной и составляет примерно 31% от общего числа абонентов.
В то же время доля абонентов, которые оплачивают услуги связи чаще одного раза в месяц, постепенно снижается.
К примеру, в мае 2021 года количество пользователей мобильной связи, осуществлявших оплату 2 раза в месяц, составляло 16% от общего числа абонентов. Сейчас этот показатель уменьшился на 2 процентных пункта. Аналогичная ситуация наблюдается и с абонентами, оплачивающими связь 3 раза в месяц, — их доля снизилась с 5,7 до 4,4%. Также уменьшается доля тех, кто платит за услуги четыре и более раз в месяц (с 6,4 до 3,7%).