Холодный расчёт: в Ленобласти сдвинули плановые сроки уборки урожая

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Ударившие в начале мая заморозки практически не сказались на хозяйствах Ленинградской области, однако сдвинули плановые сроки уборки урожая. Актуальной остаётся и проблема недостатка отечественных семян.

Стремительно наступившее тепло заставило многих уже забыть о недавних заморозках. Между тем начало мая в России стало одним из самых холодных за последние годы. В европейской части страны случились заморозки, вызванные антициклоном из Скандинавии. Из–за похолодания и снегопада пересеять придётся 900 тыс. га сельхозкультур из 84,5 млн га, рассказала на днях министр сельского хозяйства России Оксана Лут. Региональный режим ЧС по заморозкам ввели три региона — Воронежская, Липецкая и Тамбовская области. По разным оценкам, сложившаяся ситуация может сократить ожидаемый объём урожая примерно на 10%. Ленинградской области на общем фоне повезло, влияние заморозков оказалось минимально. Однако если похолодание внезапно вернётся, ресурсов для пересеивания может не хватить.

Спасли сады

По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, прогноз посевной площади на 2024 год составляет 214,4 тыс. га. В 2023 году общие посевные площади в регионе занимали 219 тыс. га. В текущем году зерновые культуры занимают 45,2 тыс. га, рапс — 5,3 тыс. га, картофель — 3,2 тыс. га, овощи — 2 тыс. га. На кормовые культуры приходится 158,7 тыс. га.
В начале мая в регионе фиксировалось резкое похолодание до +2 градусов днём и –3 ночью. Отчаяннее всего пришлось бороться с природой производителям, занимающимся садоводством, поскольку плодовые деревья уже начали цвести. В Лужском районе Ленобласти сотрудники хозяйства "Брод" (один из крупнейших фруктовых садов СЗФО площадью 100 га, объём урожая которого составил 740 т в 2023 году) жгли солому и ветки по периметру сада. Такой способ помог сохранить зародившиеся соцветия ранних яблонь и груш.
По словам президента ассоциации "Союз фермеров Ленобласти и Санкт–Петербурга" Николая Сапронова, зерновые культуры в регионе похолодание не затронуло. "Почва не прогрелась после зимы, и растения ещё не начали прорастать. На юге всход культуры происходит раньше, поэтому часть растений повредилась", — объясняет он.
Фермерам, занимающимся выращиванием овощей открытого грунта, тоже не пришлось вступать в борьбу с заморозками.

Рук не хватает

Президент Ассоциации фермеров Ленобласти Михаил Шконда вспоминает, что, хотя на этот раз всё обошлось, в прошлом году холодная весна доставила немало проблем. Эксперт подчёркивает, что бить тревогу будет уместно, если заморозки внезапно повторятся в конце мая или начале июня.
Фермеры подтверждают, что майское похолодание прошло практически безболезненно. "Знаю, что у кого–то замёрзла рассада, высаженная в поле, но она выжила и отрастает. Меня больше беспокоит отсутствие осадков и жара сейчас, в период высадки овощей. Я поливаю то, что могу, но вынужден сокращать посадки в связи с нехваткой работников. Желающих трудоустроиться на ферму граждан ближнего зарубежья практически нереально перевезти в страну и оформить по закону. Это связано с ужесточениями после трагедии в “Крокусе”", — говорит владелец Фермерского хозяйства Безденежных Сергей Безденежных.
Главный агроном фермы "Жили–Растили" в Гатчинском районе Алексей Садов соглашается, что в момент заморозков культуры ещё не успели взойти. Снижения урожая у овощеводов не ожидается. "По опыту прошлых лет мы знаем, что май всегда холодный, и не высаживаем капусту", — делится специалист. Он отмечает, что негативные ситуации единичны. У некоторых фермеров в незакрытых теплицах замёрзла рассада. В таких случаях обычно дополнительно закупают семена и пересаживают повреждённые участки, однако это выливается в дополнительные затраты. "У моего соседа рассада пострадала на 2 га", — говорит Алексей Садов.
Фермер добавляет, что для защиты посадочного материала от низких температур было достаточно накрыть его агроволокном. Но некоторые аграрии из северных регионов области дополнительно ставили тепловые пушки.
Холода не сказались на ожидаемых объёмах урожая, но сдвинули сроки уборки. "Главный минус в том, что земля уже была сухая, готовая, мы делились с покупателями видео в социальных сетях, где показывали, что начинаем пахать. Но после снегопада потребовалось время, чтобы осадки растаяли и почва просохла. В прошлом году мы посеяли семенами укроп и петрушку 23 апреля, а в этом — 9 мая. Срок уборки сдвинется на 2 недели", — заключает агроном.

Без лишних затрат

По мнению гендиректора ООО "Агриконсалт" Андрея Голохвастова, если бы потребовался пересев, он бы ощутимо сказался на себестоимости сельскохозяйственной продукции. "Дополнительные затраты складываются из использования самих семян (особенно если они покупные, а не собственные), задействования полевой сельхозтехники, прибавляются также горюче–смазочные материалы и привлечение человеческих ресурсов", — поясняет эксперт.
Николай Сапронов подтверждает, что себестоимость может значительно увеличиться именно из–за дополнительного расхода топлива. "У всех своя техника. Кто–то пашет отечественным оборудованием, а кто–то дорогостоящим импортным. Способы укрыть и спасти посевы от заморозков тоже увеличивают себестоимость продукции", — подчёркивает он.
Проблемы могут возникнуть и с обеспечением хозяйств дополнительными семенами.
"Российское правительство ввело ограничение на ввоз семян овощей в надежде заменить их продуктами отечественной селекции. Но, к сожалению, семенной материал не производится в больших объёмах и чаще всего значительно уступает по качеству импортному. Я успел закупить сырьё для посева на этот год, но как дела будут обстоять в будущем, пока непонятно", — напоминает о проблеме Сергей Безденежных.
При этом Алексей Садов считает, что основная часть затрат формируется в период выращивания и уборки урожая — это прополка и подкормка в течение сезона, а также труд, который в условиях нехватки кадров очень дорог. Сама же рассада и её весенняя посадка составляют около 10% в себестоимости продукта.
Предприниматель и эксперт по сельскому хозяйству Иван Кузнецов уточняет, что пока нельзя оценить масштаб последствий похолодания непосредственно для потребителя. "В магазины Петербурга фрукты и овощи попадают со всего мира. Как правило, борщевой набор местный. А вот всё остальное из других регионов. О заморозках говорят много, но не до конца понятно, как и в какой степени они повлияют на цены и ассортимент в дальнейшем. Не совсем ясны и объёмы ущерба. Заморозки могли ударить, по сути, только по садам, в которых есть недостаток. И по зерновым, в которых, наоборот, перепроизводство. На мой взгляд, вопрос похолодания сильно преувеличен. Потери есть, но они не критичные", — заключает эксперт.