Руководитель Генерального консульства Республики Беларусь в Санкт-Петербурге Игорь Милидович рассказал "ДП" о том, важны ли стандарты ESG для бизнеса в Союзном государстве и почему белорусские продукты такие вкусные.
Игорь Антонович, насколько актуальна повестка устойчивого развития для белорусского бизнеса и как на государственном уровне оценивается целесообразность следования стандартам ESG?
— На мой взгляд, ESG — это своего рода мировоззренческий запрос поколения. С одной стороны, забота об экологии и климате, социальная ответственность, совершенствование корпоративного управления — все эти практики реализовывались и без продвижения глобальной повестки, точечно. Компании сами определяли объём и формат реализуемых решений в рамках корпоративного понимания необходимого вклада в разрешение глобальных вызовов. Однако сейчас комплексные подходы ESG впервые становятся полноценной политикой компаний, потому что наличие или отсутствие этих стандартов для бизнеса является решающим условием доступа к крупным рынкам сбыта, а также инструментам финансирования. Если раньше бизнес был ориентирован исключительно на высокую доходность, а человек рассматривался как винтик этой системы по достижению успеха, то по мере смены поколений сформировался запрос на более чуткое внимание к человеку и окружающей среде как ответ на глобальные проблемы.
В связи с этим важным элементом добросовестного ведения бизнеса стало открытие нефинансовой отчётности. До сих пор финансовой отчётности было достаточно для того, чтобы продемонстрировать устойчивость своей компании. Теперь банки и инвесторы не могут игнорировать отсутствие стратегии компании по внедрению ESG–практик в бизнес–процессы, потому что высокий рейтинг является показателем устойчивости организации к потенциальным рискам и залогом стабильного финансового роста в долгосрочной перспективе. Для предприятий, которые заинтересованы в выходе на новые рынки и работе с зарубежными партнёрами, это особенно важно. Ведь конкуренция на основных для нас рынках сбыта стабильно высокая, к поставщикам предъявляется всё больше требований, и соответствие ESG–стандартам позволяет оставаться нам высококонкурентными.
А создаёт ли ESG–повестка потенциально новые нетарифные ограничения для производителей на зарубежных рынках?
— Действительно, это может стать ограничением, но есть нюанс. Вопрос в том, как бизнес воспринимает ESG–стандарты — как вызов и стимул для развития или как инструмент давления. Предыдущие практики зонирования рынков и выстраивания систем регулирования доступа в рамках глобальных и региональных организаций себя изживают. Не секрет, например, что ЕС выстраивал нетарифную политику именно для того, чтобы целенаправленно ограничить доступ компаний к себе на рынок, создавая очень сложные модели входа через сертификацию и технологические процессы. И надо сказать, что белорусские предприятия адаптировались и преуспели в преодолении этих барьеров. Потому что Беларусь — это страна с открытой экономикой, профицитной практически по всем направлениям. Нам нужно продавать продукты и услуги максимально широко. Поэтому, когда экспорт ставится на первое место, особенно важно научиться продавать в сложных условиях. В долгосрочной перспективе следование стандартам ESG способствует не только снижению издержек, но и увеличению прибыли и объёма инвестиций.
Игорь Милидович
Как промышленность интегрируется в тесные рамки, которые предъявляют потенциальные партнёры на зарубежных рынках?
— Например, если мы говорим о продовольствии, предприятия вынуждены учитывать стандарты и требования к продукции, не теряя уникальности. Так, наши производства способны одновременно учитывать условия основного партнёра — Российской Федерации, но также выстраивают систему менеджмента качества, которая в полной мере соответствует стандартам ЕС, Ближнего Востока и стран Азии. В силу культурных и других особенностей у каждого региона свои требования к продуктам питания, поэтому предприятие должно выпускать продукцию максимального уровня качества. Таким образом, по мере совершенствования технологических процессов, учёта требований внешних рынков мы поднимаем качество своего продукта на такой уровень, который может удовлетворить самый широкий вкус.
Многие рынки нас испытывали, и это нас закалило. Наше конкурентное преимущество в том, что мы всегда понимали — на высокое качество спрос будет всегда. Вместе с тем мы всегда сохраняли баланс между прибыльностью производства, качеством продукции и социальной ответственностью, потому что качество продукции — это важная составляющая государственной безопасности. Это здоровье населения, а значит залог того, что будущие поколения будут расти в здоровой среде.
Можно сказать, что это и есть секрет того, почему продукты из Беларуси такие вкусные? Заметно, что за последние годы доля белорусской продукции на полках российских магазинов выросла...
— Да, это технология, кадры и опыт, учёт специфики рынков. В глобальном смысле это также результат определения приоритетов развития на государственном уровне. В Беларуси аграрный сектор, сельское хозяйство и глубокая переработка продукции — всё это определено государством в качестве приоритетов. И не только в сельском хозяйстве, но, например, и в лесной отрасли. Мы должны создавать на своей территории максимальную добавленную стоимость.
Какие вызовы в связи с этим появляются у бизнеса?
— Основная задача бизнеса и государства в текущих условиях — выстроить качественную систему образования и подготовки управленцев, которые смогут эффективно внедрять в практику подходы устойчивого развития. В первую очередь есть запрос на дальнейшее обучение тех людей, которые заняты в экономике. Вместе с тем уже сейчас нужно готовить функционал и новых специалистов, которые придут на смену.
Возросшее давление со стороны недружественных стран и попытки отключить от определённых технологических цепочек закалили нас. И когда очередная волна санкций пришла к нам, мы были хорошо подготовлены к новым вызовам. Мне импонирует сама суть задумки о том, что бизнес должен быть более ответственным. На мой взгляд, это абсолютно ориентированный на человека подход. Ответственность перед обществом, качество, экологичность и стремление белорусских компаний присутствовать на различных рынках — всё это стимулировало бизнес к постоянному самосовершенствованию.
Какие сегменты белорусского бизнеса активнее всего приобщаются к повестке устойчивого развития?
— Сегодня наиболее активно внедряют ESG–параметры компании из банковского сектора, IT–сферы и связи.
Да, в последнем ESG–рэнкинге белорусских компаний как раз лидирующие позиции по устойчивому развитию у компаний финансового сектора...
— Дело в том, что банки реагируют на внешние вызовы быстрее из–за прямого общения с клиентом. Финансовый сектор, уделяющий приоритетное внимание оценке рисков, быстрее адаптирует продуктовый пакет и систему управления, задавая ориентиры реальному сектору, визуализируя перспективные точки роста. Система принятия решений конкретных производителей товаров, конечно, отличается. Например, из реального сектора более оперативно в повестку ESG подключается пищевая промышленность и ретейл.
Более того, в Беларуси очень активно развивается экологический электротранспорт и мы достаточно далеко в этом вопросе продвинулись, это хорошо видно по высокому спросу на электромобили у жителей страны. Государство стимулировало приобретение легковых автомобилей на электродвигателях: до конца 2025 года действует льготный порядок ввоза электромобилей с освобождением от ввозной таможенной пошлины; практически на каждой автозаправке в стране можно получить доступ к зарядной станции. Более того, наше совместное белорусско–китайское предприятие по сборке китайских автомобилей Geely — "Белджи" активно прорабатывает возможность производства собственных электромобилей.
А какие ESG–инициативы белорусские компании уже реализуют на территории СЗФО?
— У нас есть интересные проекты в IT–сфере. Например, резидент Парка высоких технологий (специальный налогово–правовой режим для развития IT–бизнеса в Беларуси, созданный в 2005 году. — Ред.) с проектом "Цифровой воздух" — мобильный комплекс, который помогает мониторить качество атмосферного воздуха, оценивать его состояние и прогнозировать изменения в экологической обстановке. Такие газоанализаторы уже закупили в Московской области, также системой заинтересовались в Ленинградской области и ряде других регионов.
На ваш взгляд, как в дальнейшем будет выстраиваться сотрудничество российского и белорусского бизнеса?
— Беларусь всегда была важным партнёром в поставке широкого спектра продукции, в том числе продовольствия, промышленных товаров, машиностроительной продукции, строительных и отделочных материалов, других товаров в РФ. Мы всегда ориентируемся на российский рынок как на один из ключевых. При этом наши предприятия исходят из необходимости добросовестного, ответственного ведения бизнеса. Сейчас мы пришли к пониманию того, что каждая сторона должна видеть сильные стороны друг друга, взаимно развивать и дополнять их. И запрос на трансформации, которые связаны с повышением ответственности бизнеса перед человеком, на мой взгляд, очень своевременен.