Комфорт-класс стал одним из наиболее перспективных сегментов жилья

Автор фото: Михаил Тихонов

Какова специфика регионального рынка и что обеспечивает устойчивость массового жилья комфорт-класса, "ИП" рассказал управляющий партнёр и генеральный директор "Самолет Страна" Александр Прыгунков.

Как вы оцениваете потенциал Петербурга и Ленобласти для девелопмента сегодня?
— Потенциал очень солидный, особенно в Ленинградской области — здесь есть большое количество свободных площадок в удобных локациях под масштабные проекты, в том числе проекты комплексного развития территорий (КРТ). А это тренд девелопмента последнего времени. Люди устали от точечной застройки, необходимости в течение длительного времени добираться до магазинов, мест отдыха, работы, возить детей в школы и сады. Поэтому сейчас на первый план по привлекательности выходят именно комплексные проекты.
Необходимо разрабатывать единый мастер-план, который отвечает всем требованиям концепции "15-минутного города", где есть всё необходимое для современного человека: коммерческие помещения, зоны отдыха и рекреации, образовательные объекты. Ну и, разумеется, новое комфортное жильё с уже готовой чистовой отделкой и меблировкой. Для нас Ленобласть — крайне привлекательный регион, это видно в том числе и по объёмам текущего строительства "Самолета" в регионе: почти полмиллиона квадратных метров.
Что касается Северной столицы — для компании строительство в городе заключалось до последнего времени в реализации значимой социальной программы "Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга" (РЗТ), то есть, по сути, в реновации. Но в конце прошлого года мы объявили, что будем реализовывать здесь свой первый "нереновационный" объект на Васильевском острове, наш первый проект бизнес-класса за пределами Москвы.
Александр Прыгунков, управляющий партнёр и генеральный директор "Самолет Страна"
Какие вы видите преимущества Петербургской агломерации перед более развивающимися сегодня рынками Москвы, Подмосковья, Краснодарского края и других субъектов?
— Их действительно много, можно выделить сразу несколько. Во-первых, на рынке богатое разнообразие предложений: Петербург предлагает широкий спектр вариантов жилья, включая новостройки, вторичку, загородные дома — как в центре, так и в курортной зоне у залива, что обеспечивает большую гибкость выбора для покупателей.
Во-вторых, относительно доступная стоимость: цены на жильё в Петербурге и Ленобласти ниже, чем в Москве и Подмосковье, оно доступнее для более широкого круга людей, а по инфраструктуре, уровню развития экономики и сервисов, здравоохранения, транспорта Северная столица находится на высоких позициях. При этом ритм жизни здесь, с одной стороны, довольно высок — в части деловой активности, а для любителей более размеренного темпа есть пригороды, в том числе районы Ленинградской области.
В-третьих, равномерное распределение цен. В отличие от Москвы, где стоимость жилья сильно различается в зависимости от района, в Петербурге покупатель может выбрать тот район, который ему по душе, при этом не переплачивая за локацию. Вместе с этим рынок недвижимости Петербургской агломерации продолжает активно развиваться, предлагая новые проекты и возможности для инвесторов.
Конечно же, нельзя не упомянуть близость к природе и историческим местам: город привлекает людей своей архитектурой и культурной жизнью, при этом расположен на берегу Финского залива и Балтийского моря. Все эти факторы в комплексе создают комфортное пространство для жизни, куда в том числе переезжает много покупателей из регионов, отдавая предпочтение именно Петербургской агломерации.
При этом есть и свои сложности в работе?
— Здесь нужно посмотреть на вопрос с двух сторон: есть городская специфика в целом и есть специфика работы "Самолета" в регионе.
В первом случае традиционно есть сложность с постоянно сокращающимся количеством привлекательных площадок для строительства, что зачастую и способствует перетеканию активности в сторону Ленобласти. Не могу не отметить, что в конце прошлого года "Самолет" вышел на первое место в Ленобласти по объёмам текущего строительства, как я уже сказал, это около 0,5 млн м2. За 2023 год мы вошли в число лидеров и по запуску проектов — стартовало сразу пять новых жилых комплексов в разных районах Ленобласти.
В Петербурге ввиду обилия исторических зданий, построек, которые являются культурным и архитектурным наследием, а также правил высотности, есть затруднения с согласованием девелоперских проектов и их параметров. Но к этому, разумеется, все относятся с пониманием, так как задача любой компании — не просто возвести жильё, но и сохранить историческое "лицо" местности. Ну и из этого фактора неизбежно следует другой — крайне высокая плотность застройки в центре.
Если же посмотреть на этот вопрос через призму нашей деятельности в черте города — проекты по программе РЗТ, то, разумеется, обновление сложившихся территорий на порядок сложнее, чем строительство на пустом участке "в поле". Это и зависящий от человеческого фактора процесс переговоров по улучшению жилищных условий, и необходимость работать в стеснённых реалиях застроенного квартала. Но потенциально такие проекты могут быть интереснее в экономическом плане.
С другой стороны, кварталы в обжитых районах уже обеспечены — хотя бы частично — дорогами, социальной инфраструктурой, инженерными коммуникациями. Так что свои сложности и, напротив, возможности есть везде. Всё зависит от конкретных параметров конкретных проектов.
Какие сегменты рынка и локации в Петербургской агломерации вы считаете наиболее перспективными и почему?
— По–прежнему считаем, что наиболее перспективный для девелопера сегмент — массовое жильё комфорт-класса. Он наиболее устойчив во время кризисных явлений, при этом самое важное — привлекателен для людей, так как даёт всё то, что нужно современному городскому человеку. Если говорить о стандартах "Самолета", то без ущерба качеству здесь есть продуманные планировки под разные сценарии жизни, будь то молодые люди, небольшие семьи или те, у которых уже есть дети.
У каждой аудитории свои потребности, и комплексные жилые проекты позволяют их решать, обеспечивая должной инфраструктурой: дорогами, магазинами, современными коммуникациями, школами, детскими садами, спортивными площадками, соседскими центрами — перечислять можно весьма долго, список преимуществ немалый. И при всём этом ценник у такого жилья не находится на запредельных уровнях, что позволяет в том числе пользоваться льготными ипотечными программами. А то, что в сделку можно включить не только ремонт, но и мебель, а также декор, вплоть до посуды и штор, то есть буквально сразу после получения ключей заехать и жить, а не копить на ремонт и затем ещё 2 года "жить на стройке", — добавляет баллов такому сегменту жилья. Если в классах ниже добавить отделку, она не будет достойного качества и рано или поздно придётся опять делать ремонт, то есть платить за него фактически дважды, а в бизнес-классе и выше — высокая планка требований к дизайнерским решениям внутреннего убранства.
В прошлом году "Самолет" подписал ряд крупных соглашений на ПМЭФ. Будет ли компания объявлять о новых проектах или соглашениях на форуме в 2024-м?
— Действительно, в прошлом году на ПМЭФ мы подписали с Ленинградской областью большое соглашение. Оно предусматривает, что для жителей области мы построим 13 детских садов на 3385 мест и восемь школ на 8295 мест, а также сопутствующую инженерную и дорожную инфраструктуру. Объём капитальных вложений составит 323,2 млрд рублей, а объём нашего строительства до 2034 года в регионе превысит 2,26 млн м2 жилья. Поэтому все планы намечены, и мы движемся к их исполнению, чтобы помогать людям улучшать жилищные условия и менять среду обитания к лучшему.
Сейчас мы ведём активную подготовительную работу к ПМЭФ-2024 — второй год подряд будем представлены на крупнейшем экономическом форуме в качестве партнёра Урбан-Хаба, и у нас обширные планы на официальную часть мероприятия. Совместно с партнёрами и администрациями регионов, где мы уже активно присутствуем и куда в ближайшей перспективе планируем выйти с новыми проектами, работаем над текстами соглашений, и уверен, что несколько стратегических партнёрств обязательно подпишем. А каких — узнаем на форуме!